Отходя от темы титанических усилий по реставрации Собора Парижской Богоматери, мы сталкиваемся с другими острыми проблемами, связанными с объектами культурного наследия.
Объекты культурного наследия — невозобновляемый ресурс. Когда они исчезают, они исчезают навсегда, потеря сродни вымиранию видов.
Сегодня объекты архитектурного и археологического наследия разрушаются или подвергаются опасности разрушения с угрожающей скоростью. Им угрожают повышение уровня моря (Венеция), загрязнение окружающей среды (Тадж-Махал), издержки наплыва туристов (Ангкор-Ват), стремительное развитие (пирамиды в Гизе), конфликты (древний город Сирии Пальмира)…
И просто аварии и случайности.
В этом выпуске мы рассказываем о титанических усилиях по восстановлению крыши и шпиля собора Парижской Богоматери на берегу Сены в Париже, входящего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. До того, как он сгорел весной 2019 года, достопримечательность посещали около 12 миллионов человек в год.
Мы покажем вам закулисье восстановления Нотр-Дама с помощью работы фотографа Томаса ван Хоутрива, писателя Роберта Кунцига и художника Фернандо Баптисто. Вы увидите расчищенный мусор, восстановленные часовни, спасенные скульптуры.
Вы также столкнетесь с острыми вопросами, связанными с объектами культурного наследия. Кунциг пишет:
«Какую часть прошлого стоит сохранить и передать потомству? Какой долг перед творениями наших предков, какую силу и уверенность в завтрашнем дне мы черпаем из их присутствия — и когда, наоборот, они становятся балластом, мешающим нам представлять себя в будущем?»
Человечество по-разному отвечало на этот вопрос в разных обстоятельствах и странах.
В Дрездене церковь Фрауэнкирхе в стиле барокко XVIII века, колоколообразный купол которой был достопримечательностью, разрушена разрывами бомб. В феврале 1945 года в результате одной из самых разрушительных бомбардировок союзников во время Второй мировой войны погибло около 25 000 человек, а город превратился в руины.
Также читайте нашу статью об этом событии: Бомбардировка Дрездена: стоила ли игра свеч?
Поскольку Дрезден, находившийся тогда в Восточной Германии (ГДР), восстанавливался после войны медленно, на месте Фрауэнкирхе лежали руины. Но после воссоединения Германии церковь реконструировали с использованием многих из ее оригинальных камней, сделав её восстановление залогом мира и гармонии.
Мемориальная церковь кайзера Вильгельма в Берлине, более известная как Гедехтнискирхе, также пострадала от бомбардировок, но её постигла печальная участь. Её шпиль намеренно лежит в руинах, чтобы служить, как выражаются немцы «mahnmal» — «монументом-предупреждением» против войны и разрушения.
Как и Фрауенкирхе, Нотр-Дам восстанавливают, стараясь максимально сохранить прежний облик. Поэтому для крыши используют изначальный токсичный металл — свинец. Этот выбор был спорным, так как будущие выборы обязательно будут связаны с дебатами о том, как восстанавливать и поддерживать исторические здания.
Мы в National Geographic не утверждаем, что у нас есть «правильные» ответы на вопрос о сохранении памятников; может выясниться, что правильных ответов и вовсе не существует.
Что мы будем делать, так это продолжать следить за сохранением объектов культурного наследия, имеющих значение для прошлого, настоящего и будущего человечества.
Спасибо, что читаете National Geographic.
Послесловие от "Икстории"
Проблемы сохранения культурного наследия как никогда актуальны для России. В нашей стране великое множество памятников, часть из них включена в список ЮНЕСКО. Хотя крупным и общепризнанным объектам снос, отказ в реставрации и т.д. угрожает крайне редко, другие менее известные достопримечательности иногда находятся в удручающем состоянии, не реставрируются и риск их утраты очень высок.
Так, по оценкам некоммерческой организации "Русская усадьба", около 550 усадеб можно восстановить.
В ужасном состоянии находится усадьба графа Воронцова-Дашкова в селе Новотомниково, ветшает усадьба Трубецких Знаменское-Садки в Северном Бутово... И схожие трудности переживают десятки других объектов культуры.
Важно сохранить наше наследие, этот исторический код, для будущих поколений.
Понравилась статья? Подписывайтесь на Иксторию — история искусства и искусство истории.
Перевод статьи — Константин Лукашук, студент-переводчик МГЛУ. Все права принадлежат History.com, оригинальная статья. Автор статьи Susan Goldberg. Перевод создан при поддержке студенческой организации "Русское общество МГЛУ".
Другие переводы Икстории:
9 оружий бронзового века
Взлёт и падение древних кельтов (видео)
Кто такие фракийцы и где находилась Фракия?
Таинственный предок породнился с древними людьми. И его ДНК недавно обнаружили
Хиросима, а затем Нагасаки: зачем США сбросили вторую бомбу?
Как Тегеранская конференция проверила на прочность Большую тройку
История ужасного Крампуса, чудища Рождества (National Geographiс)
Секретная миссия Второй мировой: похитить учёных-асов Гитлера
6 знаменитых утерянных сокровищ
Что такое "Juneteenth"?