Найти тему
Антикварная Кубань

Что говорили коренные американцы о появлении европейцев в Америке

Оглавление

Историю пишут победители. И часто: в основном страдающие манией величия. Первые путешественники, которые путешествовали из Европы в Новый Свет в 15-м и 16-м веках, страдали огромным неизлечимым разрастанием эго. Всегда представляли свои достижения в самом лучшем свете. Они даже использовали мнения встреченных туземцев.

Изображение Яндекс Картинки.
Изображение Яндекс Картинки.

Давайте сделаем из себя богов

Конечно, такие великие «первооткрыватели», как Христофор Колумб, отбирали и записывали только самые благоприятные суждения. Благодаря им, например, распространилась до сих пор сохранившаяся легенда о том, что индейцы признали европейцев долгожданными богами.

Действительно, некоторые племена пытались объяснить прибытие странных на вид инопланетян, используя старые сказки и верования. Однако даже они не признавали европейцев богами! Более того, подобные мероприятия были исключением из правил.

Немногочисленные достоверные свидетельства и воспоминания доказывают, что коренные американцы по крайней мере так же часто смотрели на европейцев с превосходством, отвращением и непониманием. И вполне обоснованно, по некоторым моментам, считали их дикарями. Вспомним, что также воспринимали европейцев китайцы и японцы.

Они пьют кровь и едят дерево

В 1633 году молодой инуит, представитель индейцев населявших сейчас Канаду, рассказал иезуитам, как его бабушка запомнила первый визит французов десятилетиями ранее. Увидев гигантский корабль, не похожий на их собственные каноэ, коренные американцы решили, что это, должно быть, «странствующий остров».

Изображение Яндекс Картинки.
Изображение Яндекс Картинки.

Однако, когда другие увидели мужчин на борту, они начали готовить для них домики, как это было принято. В то же время их мужья на четырех байдарках отправились встречать незнакомцев. Их первое впечатление было не лучшим. Джеймс Экстелл, автор книги «После Колумба», опубликованной в 1988 году, пишет:

"Французы подарили им бочку судового печенья и, вероятно, также дали им вино. Туземцы, однако, боялись этих «кровопийц и пожирателей древесины".

Гигантские бобры и их острые зубы

Семья Микмак отреагировала аналогичным образом. Они считали предложенное им печенье «березовым дровами», но испытывали искреннее отвращение к почти каннибальным наклонностям незваных гостей:

"Когда им предложили вино, туземцы убедились, что пришельцы - «жестокие и бесчеловечные существа, поскольку для собственного удовольствия они пьют кровь без всякого сопротивления".

Поэтому микмаки какое-то время не только не принимали угощение, но и не хотели вступать в контакт или знакомиться с людьми, которые, по их мнению, жили кровью и насилием".

Иногда случались и более забавные недоразумения. Оджибвеи, жившие дальше на запад, впервые столкнулись со следами присутствия европейцев. Увидев полностью вырубленный лес, они пришли к выводу, что это место, должно быть, посещали «гигантские бобры с большими острыми зубами».

Кроме того, Потаватоми и Меномини из озера Мичиган утверждали, что европейцы были не людьми, а некоторыми другими неизвестными видами. Дело было вовсе не в одежде или цвете кожи, а в том, что тела пришельцев «были покрыты волосами».

Голодные, бедные и несправедливые люди

Конечно, первое впечатление может быть обманчивым. Когда французам стало ясно, что они останутся в Америке навсегда, они решили произвести должное впечатление на коренные народы этих земель: чтобы они покорно подчинялись им, принимая «лучшие» обычаи и «истинную» религию.

С этой целью они отправили в Европу несколько туземцев, которые после специально организованного тура должны были вернуться к своим племенам и рассказать своим собратьям о чудесах, с которыми они столкнулись. Что ж, опять же, все пошло не так, как планировалось.

Изображение Яндекс Картинки.
Изображение Яндекс Картинки.

В 1562 году трое представителей племени тупинамба, приведенные ко двору французского короля Карла IX, прежде всего обратили внимание на социальное неравенство, царящее во Франции. Как пишет Акстелл: «они заметили, что среди них народ балуется всем, в то время как другая половина народа борется с голодом и нищетой».

Такое распределение богатства казалось «дикарям» Америки крайне несправедливым. Полвека спустя некий Савиньон, восемнадцатилетний гурон, отправленный во Францию с аналогичной авантюрой, произвел столь же негативное впечатление.

Ему противны «трусливые и по-настоящему женские» ссоры между мужчинами и «огромным количеством нищих», возникающие, по его мнению, из-за нежелания французов поддерживать своих нуждающихся соседей.

Однако больше всего его возмутил тот факт, что среди французов «пороли, вешали и казнили» независимо от того, виноваты они или нет. Услышав о таких зверствах, соплеменники Савиньона отказались отправлять детей во французские школы в Квебеке.

Их привлекла к нам бедность

Коренные американцы не только презирали мораль (или, скорее, непристойность) европейцев, но также были твердо убеждены в своем собственном цивилизационном превосходстве, несмотря на многочисленные зарубежные изобретения и оружие, которыми они восхищались.

Савиньон, процитированный выше, не сомневался, что французы были загнаны на его родину из-за бедности и нехватки основного сырья. Не только он придерживался таких взглядов. Джеймс Экстелл объясняет, что «индейцы - эти якобы дикие, бедные и неграмотные люди - обладали огромным комплексом превосходства».

Изображение Яндекс Картинки.
Изображение Яндекс Картинки.

Например, когда микмаки впервые столкнулись с французами, они заявили, что они лучше, храбрее и даже богаче их. В течение следующих 80 лет они совершенно не меняли своих взглядов. Вождь этого племени семнадцатого века коротко сказал: «Нет индейца, который не считал бы себя более счастливым и могущественным, чем француз».

Друзья, оставляйте комментарии. Вам есть что обсудить или добавить? От вас также подписка, лайк и репост!