В истории часто бывает так, что век начинается раньше или позже своего календарного срока. Например, 20 век начался в 1914-ом или, возможно, в 1917 году, когда произошли события, определившие впоследствии вектор его развития.
А 19 век начался в 1789-ом, во время начала Французской революции. В области моды тоже произошла революция, которая буквально взорвала и российское общество. О ее причудах я сегодня расскажу.
Это карикатура на новую моду. Справа образец модников предшествующего периода, а слева мода революции. Согласитесь, разница не просто эпатажна, она скандальна! Мадам-революция отказалась от корсетов, фижм, тяжелых тканей, каблуков, высоких и пышных причесок и даже от пудры, представ в совершенно новом образе.
Красные колпаки и голая грудь
Образ республики ассоциировался с античностью. Всем хотелось раскрепощенности римлян и утонченности греков. Дамам было легче: платья были длинными, и достаточно было изменить фасон, например, на тунику.
А мужчинам было сложнее, так как в античности люди ходили, простите, без штанов, что в Европе, например, зимой было затруднительно. Пытались создать даже образцовый революционный костюм, но штаны с туникой сочетались плохо, поэтому идею забросили.
В результате камзолы сменились фраками, что-то добавилось из прежнего костюма. Кто-то надевал на себя длинные крестьянские штаны, которые позже стали называться брюками, кто-то экспериментировал с обувью от плоской подошвы до античных сандалий.
При Робеспьере-Непреклонном люди придумали себе немыслимую прическу «Собачьи уши», надевали красные колпаки на голову, подчеркивая, что каждый мог в любой момент отправиться на гильотину.
Настоящие эксперименты с модой начались уже в послереволюционную эпоху. Первыми в эксперимент включились тогдашние мажоры, то есть дети победивших буржуа, и молодые вдовы, избежавшие террора. Например, Жозефина де Богарне Бонапарт, жена великого французского императора, многое сделала для новой моды.
Начались новые веяния с воспоминаний о жертвах революции, о погибших родственниках и друзьях. Так появилась женская прическа жертвы: волосы на затылке выбриты, волосы коротко острижены и круто завиты. А на шее красная лента как след от гильотины. На теле тоже рисуют красные полоски, но это, конечно, не для всех, а для избранных…
Отказ от нижних юбок и корсетов приводит к тому, что платья надеваются на голое тело. Подруга Жозефины, мадам Тальен, считалась иконой стиля: она позволяла себе выходить в общество с голой грудью, иногда разрезала платья от талии до подола.
Так появилась «голая мода». Конечно, в таком виде ходили не все, но даже самые скромные варианты многое открывали постороннему глазу. Словом, всё наружу и все в белом. Интересно, что белый цвет преобладал.
У мужчин появились широкие галстуки, напоминающие об эпохе гильотины. Они символизировали след отрубленной головы с помощью пышной, несколько раз сложенной косынки, из-под которой торчали углы очень высокого воротника.
А-ля контрреволюция по-русски
Вскоре французская мода пришла в Россию и, конечно, вызвала сенсацию. Молодежь начала устраивать на голове художественный беспорядок, длинные толстые пряди укладывали вокруг лица, пудрили, начесывали и завивали. Облик щеголя завершала толстая суковатая палка. Она носила красноречивое название: «права человека». С ней ходили на прогулку.
В 90-е годы 18 столетия парижские шляпницы стали предлагать шляпки из красного сукна, похожие на якобинские колпаки. Но правившая тогда Екатерина II быстро вразумила придворных модниц, и красные шляпки-колпаки исчезли. А вот появление на одежде желто-черной полоски «а-ля контрреволюционер» она одобрила – их носили и дамы, и мужчины.
После гибели на гильотине Марии-Антуанетты появилась тросточка с набалдашником в виде двух отрубленных головок – короля и королевы – это тоже был знак революции.
А что касается платьев, то наголо раздеться русские дамы все-таки не решались, но прозрачные туники надевали. Конечно, на рубашку и нижнюю юбку. Консерваторы воспринимали это как нечто, выходящее за рамки приличия. Карамзин написал по этому поводу памфлет, сравнив модниц с сомнабулами, только что вышедшими в общество из спален и разгуливающими в ночных рубашках.
Революция в моде закончилась с приходом к власти Павла I, который любил немецкую строгость. Мужчин он одел в прусские костюмы, а дамы должны были вернуться к прежней моде. Но император был в Петербурге.
А в Москве модники по-прежнему делали прическу «Собачьи уши», напяливали модный галстук «а-ля гильотина» и такими появлялись в обществе. Это были галстучные диссиденты. Революция закончилась. Да здравствует революция! До следующего модного «взрыва» оставалось недолго, но это уже тема для другого разговора.
Спасибо, что прочитали статью. Буду рада любым оценкам и комментариям.
Наталья.