Найти тему
Ветер перемен

Прическа жертвы и галстук «а-ля гильотина»: что подарила миру моды Французская революция

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

В истории часто бывает так, что век начинается раньше или позже своего календарного срока. Например, 20 век начался в 1914-ом или, возможно, в 1917 году, когда произошли события, определившие впоследствии вектор его развития.

А 19 век начался в 1789-ом, во время начала Французской революции. В области моды тоже произошла революция, которая буквально взорвала и российское общество. О ее причудах я сегодня расскажу.

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

Это карикатура на новую моду. Справа образец модников предшествующего периода, а слева мода революции. Согласитесь, разница не просто эпатажна, она скандальна! Мадам-революция отказалась от корсетов, фижм, тяжелых тканей, каблуков, высоких и пышных причесок и даже от пудры, представ в совершенно новом образе.

Красные колпаки и голая грудь

Образ республики ассоциировался с античностью. Всем хотелось раскрепощенности римлян и утонченности греков. Дамам было легче: платья были длинными, и достаточно было изменить фасон, например, на тунику.

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

А мужчинам было сложнее, так как в античности люди ходили, простите, без штанов, что в Европе, например, зимой было затруднительно. Пытались создать даже образцовый революционный костюм, но штаны с туникой сочетались плохо, поэтому идею забросили.

В результате камзолы сменились фраками, что-то добавилось из прежнего костюма. Кто-то надевал на себя длинные крестьянские штаны, которые позже стали называться брюками, кто-то экспериментировал с обувью от плоской подошвы до античных сандалий.

При Робеспьере-Непреклонном люди придумали себе немыслимую прическу «Собачьи уши», надевали красные колпаки на голову, подчеркивая, что каждый мог в любой момент отправиться на гильотину.

Источник: Как гильотинные стрижки стали символом ярости во Франции: tanjand — ЖЖ (livejournal.com)
Источник: Как гильотинные стрижки стали символом ярости во Франции: tanjand — ЖЖ (livejournal.com)

Настоящие эксперименты с модой начались уже в послереволюционную эпоху. Первыми в эксперимент включились тогдашние мажоры, то есть дети победивших буржуа, и молодые вдовы, избежавшие террора. Например, Жозефина де Богарне Бонапарт, жена великого французского императора, многое сделала для новой моды.

Жозефина де Богарне Бонапарт. Картинка из открытых источников.
Жозефина де Богарне Бонапарт. Картинка из открытых источников.

Начались новые веяния с воспоминаний о жертвах революции, о погибших родственниках и друзьях. Так появилась женская прическа жертвы: волосы на затылке выбриты, волосы коротко острижены и круто завиты. А на шее красная лента как след от гильотины. На теле тоже рисуют красные полоски, но это, конечно, не для всех, а для избранных…

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

Отказ от нижних юбок и корсетов приводит к тому, что платья надеваются на голое тело. Подруга Жозефины, мадам Тальен, считалась иконой стиля: она позволяла себе выходить в общество с голой грудью, иногда разрезала платья от талии до подола.

Слева мадам Тальен, справа портрет девушки Герена Пьера-Нарсиса 1794 года. Картинка из открытых источников.
Слева мадам Тальен, справа портрет девушки Герена Пьера-Нарсиса 1794 года. Картинка из открытых источников.

Так появилась «голая мода». Конечно, в таком виде ходили не все, но даже самые скромные варианты многое открывали постороннему глазу. Словом, всё наружу и все в белом. Интересно, что белый цвет преобладал.

У мужчин появились широкие галстуки, напоминающие об эпохе гильотины. Они символизировали след отрубленной головы с помощью пышной, несколько раз сложенной косынки, из-под которой торчали углы очень высокого воротника.

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

А-ля контрреволюция по-русски

Вскоре французская мода пришла в Россию и, конечно, вызвала сенсацию. Молодежь начала устраивать на голове художественный беспорядок, длинные толстые пряди укладывали вокруг лица, пудрили, начесывали и завивали. Облик щеголя завершала толстая суковатая палка. Она носила красноречивое название: «права человека». С ней ходили на прогулку.

В 90-е годы 18 столетия парижские шляпницы стали предлагать шляпки из красного сукна, похожие на якобинские колпаки. Но правившая тогда Екатерина II быстро вразумила придворных модниц, и красные шляпки-колпаки исчезли. А вот появление на одежде желто-черной полоски «а-ля контрреволюционер» она одобрила – их носили и дамы, и мужчины.

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

После гибели на гильотине Марии-Антуанетты появилась тросточка с набалдашником в виде двух отрубленных головок – короля и королевы – это тоже был знак революции.

А что касается платьев, то наголо раздеться русские дамы все-таки не решались, но прозрачные туники надевали. Конечно, на рубашку и нижнюю юбку. Консерваторы воспринимали это как нечто, выходящее за рамки приличия. Карамзин написал по этому поводу памфлет, сравнив модниц с сомнабулами, только что вышедшими в общество из спален и разгуливающими в ночных рубашках.

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

Революция в моде закончилась с приходом к власти Павла I, который любил немецкую строгость. Мужчин он одел в прусские костюмы, а дамы должны были вернуться к прежней моде. Но император был в Петербурге.

А в Москве модники по-прежнему делали прическу «Собачьи уши», напяливали модный галстук «а-ля гильотина» и такими появлялись в обществе. Это были галстучные диссиденты. Революция закончилась. Да здравствует революция! До следующего модного «взрыва» оставалось недолго, но это уже тема для другого разговора.

Спасибо, что прочитали статью. Буду рада любым оценкам и комментариям.

Наталья.