Найти тему

Русский язык. ОГЭ. Задание 7. Олицетворение. Эпитет

Оглавление

Продолжаем подготовку к заданию 7 — анализ изобразительно-выразительных средств. Подробно разберем еще два тропа, а также поговорим о том, на что нужно обратить внимание учеников при подготовке.

Олицетворение

Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

Олицетворение может быть выражено следующим способом:

  • глаголом (деепричастием) в переносном значении:

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы. (С. Есенин)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит. (А. Пушкин)

Что важно при подготовке?

На ОГЭ даётся следующая формулировка: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение». Ученики часто путают метафору и олицетворение. Обращаем внимание детей на их существенные различия. Метафора — это перенос свойств одного предмета на другой, а олицетворение — тоже перенос, но свойств живого на неживое.

Примеры из отркрытого банка заданий ФИПИ

Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.

Скользнула взглядомметафора, так здесь здесь перенос свойств одного предмета на другой (как будто скользнула).

Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.

Ветер схватил и унёс — олицетворение, так как неживой ветер наделён действиями, которые может совершить только живое существо.

Эпитет

Эпитет — это эмоционально-красочное определение.

Эпитет может быть выражен следующими способами:

  • красочным прилагательным или причастием (одиночным или с зависимыми словами), которые могут иметь переносное значение:

И странной близостью закованный,

Смотрю за тёмную вуаль

И вижу берег очарованный

И очарованную даль. (А. Блок)

Что важно при подготовке?

  1. На ОГЭ даётся следующая формулировка: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет». Ученики часто путают эпитет и метафору. Обращаем внимание детей на разные части речи, которыми выражены эти тропы: эпитет — чаще всего прилагательное или причастие, метафора — глагол или существительное (золотая пшеница — эпитет, золото пшеницы — метафора).
  2. Трудность у учеников вызывает также распознавание обычного определения и эпитета. Обращаем внимание детей на то, что обычное определение — это прилагательное или причастие, обозначающие признак предмета, а эпитет — это те же части речи, только яркие, образные, зачастую (но не обязательно) в переносном значении (чёрная юбка — обычное определение, прилагательное «чёрная» обозначает цвет; чёрная душа — эпитет, прилагательное образное, в переносном значении).

Примеры из открытого банка заданий ФИПИ

И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет (Эпитет, выраженный образным, красочным прилагательным)

Я живо представила, как они кричат, какие у них ехидные, злые глаза (Эпитеты, выраженные образными, красочными прилагательными)

И глиняный Горшок тому лишь рад, что он с Котлом чугунным так сдружился.( НЕ эпитеты, а обычные определения, так как прилагательные не образные, употребляются в прямом значении).

Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей (Эпитет, выраженный образным прилагательным в переносном значении)

Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате (НЕ эпитет, а обычное определение, так как прилагательное не образное, употребляется в прямом значении).

Другие статьи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".