Продолжаем подготовку к заданию 7 — анализ изобразительно-выразительных средств. Подробно разберем еще два тропа, а также поговорим о том, на что нужно обратить внимание учеников при подготовке.
Олицетворение
Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.
Олицетворение может быть выражено следующим способом:
- глаголом (деепричастием) в переносном значении:
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы. (С. Есенин)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит. (А. Пушкин)
Что важно при подготовке?
На ОГЭ даётся следующая формулировка: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение». Ученики часто путают метафору и олицетворение. Обращаем внимание детей на их существенные различия. Метафора — это перенос свойств одного предмета на другой, а олицетворение — тоже перенос, но свойств живого на неживое.
Примеры из отркрытого банка заданий ФИПИ
Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.
Скользнула взглядом — метафора, так здесь здесь перенос свойств одного предмета на другой (как будто скользнула).
Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
Ветер схватил и унёс — олицетворение, так как неживой ветер наделён действиями, которые может совершить только живое существо.
Эпитет
Эпитет — это эмоционально-красочное определение.
Эпитет может быть выражен следующими способами:
- красочным прилагательным или причастием (одиночным или с зависимыми словами), которые могут иметь переносное значение:
И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль
И вижу берег очарованный
И очарованную даль. (А. Блок)
Что важно при подготовке?
- На ОГЭ даётся следующая формулировка: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет». Ученики часто путают эпитет и метафору. Обращаем внимание детей на разные части речи, которыми выражены эти тропы: эпитет — чаще всего прилагательное или причастие, метафора — глагол или существительное (золотая пшеница — эпитет, золото пшеницы — метафора).
- Трудность у учеников вызывает также распознавание обычного определения и эпитета. Обращаем внимание детей на то, что обычное определение — это прилагательное или причастие, обозначающие признак предмета, а эпитет — это те же части речи, только яркие, образные, зачастую (но не обязательно) в переносном значении (чёрная юбка — обычное определение, прилагательное «чёрная» обозначает цвет; чёрная душа — эпитет, прилагательное образное, в переносном значении).
Примеры из открытого банка заданий ФИПИ
И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет (Эпитет, выраженный образным, красочным прилагательным)
Я живо представила, как они кричат, какие у них ехидные, злые глаза (Эпитеты, выраженные образными, красочными прилагательными)
И глиняный Горшок тому лишь рад, что он с Котлом чугунным так сдружился.( НЕ эпитеты, а обычные определения, так как прилагательные не образные, употребляются в прямом значении).
Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей (Эпитет, выраженный образным прилагательным в переносном значении)
Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате (НЕ эпитет, а обычное определение, так как прилагательное не образное, употребляется в прямом значении).
Другие статьи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".