Найти тему
Сергей Макаров

Правда или вымысел: являются ли Пушкин и Дюма одним и тем же человеком?

В литературной среде ходит масса самых невообразимых легенд и слухов. Обусловлено это тем, что писатели имеют полное право и возможность творить в разных жанрах, проявлять безграничную фантазию и творить под абсолютно любыми именами. При этом своё лицо им показывать вовсе необязательно. Главное, чтоб читатель был в восторге от написанного и ждал выхода нового творения. А ещё такая загадочная персона очень интригует. Так, под разными псевдонимами может скрываться писатель, знаменитый совсем под другой ФИО.

Легенд о писателях много. Однако самым смелым из слухов является предположение, что два знаменитых на весь мир писателя Александр Сергеевич Пушкин и его французский коллега по перу, тёзка Александр Дюма на самом деле являлись одним человеком.

«Чушь», – скажут многие. У каждого из писателей есть множество портретов с их изображением, из чего понятно, что это два абсолютно разных человека! Или нет?.. Давайте проведём свое небольшое расследование, которое, возможно, поможет прояснить эту тайну.

В пользу версии об одном человеке говорит относительно небольшая разница в возрасте писателей. Всего три года. Это даёт возможность предположить, что теоретически один человек мог сойти за другого. Но, разумеется этого аргумента недостаточно. Идём дальше.

Большинство из нас видели портреты Александра Дюма в более зрелом возрасте. На них он изображён, как упитанный мужчина с кудрявой шевелюрой и пышными усами. А вот портреты периода юности французского писателя поразительно похожи на портреты Пушкина. Не верите? Посмотрите на фотографию ниже. Форма носа, глаза, брови, причёски. У мужчин они очень похожи. К слову, своими мелкими кудрями оба писателя обязаны африканским корням.

-2

А вот и аргумент «против». Известно, что Пушкин имел субтильное телосложение и небольшой для мужчины рост, в то время, как Дюма славился своими выдающимися параметрами роста и веса. В хрониках писалось, что знаменитый француз по сравнению с большинством людей выглядел гигантом.

Что касается личностных характеристик, образа жизни и психотипа, те же хроники свидетельствуют о схожести персон. Оба писателя любили жить на широкую ногу и, как в то время говорили, славно «кутить». Их часто можно было застать на шумных вечеринках, в ресторанах, в богемных компаниях, на балах и прочих увеселительных мероприятиях. Светская жизнь была неразрывно связана с именами Дюма во Франции, а Пушкина – в России. Также оба писателя обожали красивых женщин. Но несерьёзными их назвать было нельзя. Они увлекались политикой и имели активную гражданскую позицию, следя за последними событиями в стране и мире.

Но, здесь же можно привести и аргумент «против». Подобный образ жизни в принципе был присущ писателям того времени. Творческие люди вообще часто бывают вспыльчивыми, неуравновешенными и эксцентричными. Истероидная акцентуация характера – типичная черта одарённых личностей во все времена. Вспомните хотя бы Есенина. Что касается яркого темперамента, тут роль могли сыграть африканские корни.

А теперь самое интересное. Бытует мнение, что Пушкин инсценировал свою смерть. Причин совершить эту авантюру у него хватало. Последние годы жизни русского писателя были омрачены многочисленными финансовыми проблемами (разгульный образ жизни, долги, привычка транжирить), а также межличностными конфликтами. Выходом из положения вполне могла послужить смерть, вернее её имитация. Однако для этого необходимо было раз и навсегда исчезнуть, оборвав связи, а всем известно, что Пушкин был очень привязан к семье и близким.

Адриан Волков. Последний выстрел А. С. Пушкина
Адриан Волков. Последний выстрел А. С. Пушкина

Примечательно, что самые выдающиеся свои творения Дюма написал в период после смерти Пушкина, а до этого об имени писателя Дюма было неизвестно. Можно ли на этом основании предположить, что инсценировавший свою трагическую гибель русский поэт, под именем Дюма перебрался в Париж и продолжил творить в жанре прозы? Разумеется, можно, вот только аргумент этот будет слабоват в качестве безусловного и неоспоримого доказательства.

Иллюстрация к роману А. Дюма «Три мушкетёра». Издание 1851 г. Париж
Иллюстрация к роману А. Дюма «Три мушкетёра». Издание 1851 г. Париж

А теперь немного мистики. Согласно историческим сводкам, Пушкина по непонятным причинам хоронили в закрытом гробу, что странно, ведь тело поэта на дуэли не было изувечено. Ещё одной странностью похорон является тот факт, что людей, которые пожелали проститься с великим поэтом, обманули, сообщив им не то место погребения и отпевания. В то время, как пришедшие искали правильное место, гроб с Пушкиным (или без него) уже успели закопать. При этом сделали всё тихо, быстро и даже без факелов, обозначавших место действий. Друзья Пушкина часто упоминали об этом загадочном и необъяснимом факте в своих дневниках.

А. С. Пушкин 29 января 1837 (гравюра Л. А. Серякова, 1880) Фото: Commons.wikimedia.org
А. С. Пушкин 29 января 1837 (гравюра Л. А. Серякова, 1880) Фото: Commons.wikimedia.org

Какие же выводы из всего выше описанного можно сделать? Разумеется, каждый будет придерживаться собственного мнения на этот счёт. Версия о том, что авторы знаменитых «Трёх мушкетёров» и «Сказки о царе Салтане» на самом деле являются одним человеком, имеет право на существование. Но, признаться, по моему мнению, она больше походит на интересную и неожиданную байку.

В конце концов, стили произведений писателей кардинально разняться, имея свой неповторимый слог и характер. А подробности событий, происходящих на похоронах, тоже могли быть вымыслом. Проверить это уже невозможно. Более того, я склонен быть скептиком нежели верить в красивые, но часто ничем не обоснованные легенды.

А что думаете вы?