Найти тему
Forbo Flooring Russia

Бенедетта Тальябуэ - "Мне не нравится, что все заканчивается"

@Forboflooringrussia

«Город настолько богат своими пейзажами и природой. Я хочу, чтобы моя архитектура соответствовала этому".

Бенедетта Тальябуэ
Бенедетта Тальябуэ

Обилие деталей: игривых, красочных, радостных и, часто, настолько богатых, что даже сам термин «деталь» становится размытым - вот что характеризует архитектуру Бенедетты Тальябуэ. Сосредоточение внимания на деталях кажется заявлением, учитывая, что сложная и скрупулезная детализация сегодня - это что угодно, но только не само собой разумеющееся. Считает ли Бенедетта Тальябуэ, основавшая двадцать лет назад вместе со своим ныне покойным мужем Энриком Мираллесом Miralles Tagliabue EMBT, свой подход к деталям существенным для ее архитектуры?

«Да», - отвечает она, находясь в своей студии в Барселоне, «внимание к деталям, к тому, как вы собираетесь строить - часто определяет весь дизайн. Когда нам, например, пришлось проектировать испанский павильон для World Expo 2010 в Шанхае, была деталь, которая пришла нам в голову в первую очередь. Мы решили, что здание должно быть плетеным. Это был эксперимент. Мы не знали, как строить из лозы и поэтому нам пришлось изобрести способ изготовления плетеных панелей. Мы долго искали, как работать с материалом, что нужно делать вручную, и как масштабировать технику плетения. Затем нам пришлось придумать, как подвесить панели и соединить их в общую геометрическую форму павильона. Плетеные панели в конечном итоге легли в основу нашего дизайна».

Павильон Испании, WORLD EXPO Шанхай, Китай (2010)
Павильон Испании, WORLD EXPO Шанхай, Китай (2010)

- Что побудило вас выбрать такой почти архаичный материал, как плетение?

- Всемирная выставка - это эксперимент, предлагающий новые технологии и изобретения. Темой выставки в Шанхае была стремительная урбанизация Китая с последующим стремлением к лучшим городам и лучшей жизни. Китайцы думают о строительстве города, изобилующего блестящими небоскребами, но для меня лучшим городом будет тот, который не влечет за собой резкого контраста с окрестностями. Напротив, я предпочитаю город, который соединяется с ними. Я думала о плетении, как о прямом пути этой связи. Плетение - древний материал, и для плетения всегда нужны руки. Язык создания вещей вручную - это универсальный человеческий язык. Интересно наблюдать, что метод изготовления изделий из лозы более-менее одинаков во всем мире. Когда мы начинали работать в Китае, мы волновались, сможем ли мы понять друг друга. Мы боялись, что разные идеи и предпочтения станут камнем преткновения. Но делать плетеные изделия, работая руками, напротив, оказалось точкой нашего соприкосновения.

Павильон Испании, WORLD EXPO - Шанхай, Китай (2010)
Павильон Испании, WORLD EXPO - Шанхай, Китай (2010)

- В павильоне столько плетения, что сложно описать его как деталь.

- Можно, но это деталь, которая определяет все. То же самое произошло с нашим дизайном выставки в Il Vittoriano в Риме, огромном, помпезном здании, которое было построено в конце 19 века, в честь объединения Италии. Целью выставки было объяснить итальянцам Италию. Мы начали с основного вопроса: как мы хотим ее построить? У нас было ограничение по времени, поэтому дерево было подходящим материалом. Это привело к идее строительных лесов, то есть чего-то не законченного. Мы использовали не только дерево, но и сталь, чтобы создать впечатление строительства и долговечности. Это можно интерпретировать, как метафору: Италия еще не «закончена», как и любая другая страна. Но я должна сказать, что в целом мне не нравится ощущение того, что все заканчивается. Мне нравится мысль, что все является процессом, что все развивается. И конечно, это еще более верное утверждение для чего-то временного, например, выставки.

- Если весь процесс, по сути, незавершенный, почему вы хотите подчеркнуть это в своей архитектуре? С таким же успехом вы можете стремиться к архитектуре совершенства и достижений.

- Это немного похоже на романтизм 17 века, когда началась мода на руины. Руины соединяют нас с прошлым и в то же время дают возможность возродиться, оказаться в середине процесса и превратиться в здание. В наши дни мы открыты для идеи оставить что-то незаконченным; мы принимаем это гораздо охотнее и даже выражаем это в одежде, например джинсах с рваными и дырками. При оформлении выставки мы также осознавали, что люди получат удовольствие от ощущения открытости. Это все равно, что войти в студию художника и увидеть его работу, но не как организованную презентацию, а как незавершенную работу. Вы пробираетесь в пространство, которое на самом деле не подготовлено для вашего визита. Я нахожу это гораздо более интересным.

- Детали часто меняются строительным подрядчиком в процессе строительства. Как вы контролируете детали?

- Если вы подозреваете, что подрядчики не будут спрашивать вас о деталях во время строительства, вам следует спроектировать как можно больше деталей заранее. Конечно, вы не можете спроектировать все заранее, и многие решения должны приниматься на месте. Нет никаких гарантий, что подрядчики не придумают пластиковую деталь вместо керамической. Я рассматриваю это как процесс обучения. Если они будут использовать пластик вместо керамики, вы можете спросить себя, стоит ли вам в следующий раз работать с пластиком? Нам всегда интересно узнать, как работают другие. Иногда мы принимаем это, а иногда нет.

- Детали могут подчиняться целому или рассказывать противоречивую историю, возможно, даже противоречащую общей архитектурной концепции. Каким образом вы разбираетесь с деталями?

- Прежде всего, мы пытаемся спроектировать здание, которое честно соотносится с материалом, из которого оно построено. Для церкви в городе Феррара мы хотели построить деревянную крышу. Дерево экологически устойчиво, потому что вы можете пересаживать деревья во время его использования. Но деревянная крыша оказалась слишком дорогой, поэтому заказчик решил сделать бетонную конструкцию и попросил нас покрыть ее деревом. Мы не хотели этого, потому что бетон сам по себе может быть красивым, поэтому мы использовали древесину для изоляции, но в то же время мы сохранили бетон видимым. Это то, что мы называем честностью: мы хотим раскрыть реальность вещей. В этом даже есть элегантность. В конце концов, вы не заставляете свое лицо исчезать при нанесении макияжа, потому что вы намереваетесь подчеркнуть его, а не скрыть.

Церковь SAN GIACOMO - Феррара, Италия
Церковь SAN GIACOMO - Феррара, Италия

- В том, как вы используете детали, вы, кажется, объединяете противоположные качества, такие как открытое и закрытое, вес и невесомость, функциональное и нефункциональное. Вы можете объяснить, зачем вы создаете этот диалог?

- Думаю, меня интересуют противоположности, хотя я никогда об этом не думала. В целом, я думаю, что нельзя основывать архитектуру только на одной идее. У вас всегда есть много идей одновременно, вы развиваете их и, как следствие, требуется много разных деталей. Но, в то же время, это может происходить при небольших, простых вмешательствах. Например, Энрик сделал проем между этим конференц-залом и офисным помещением, где работают архитекторы. А затем он поставил перед ним стол, так что есть проход, но вы не можете тут пройти. У нас много такого рода двойственности в нашей работе. Мы не любим быть слишком очевидными.

- Не могли бы вы более конкретно рассказать об идеях, которые лежат в основе амбивалентности и сложности вашей работы?

- Интеграция здания в городской ландшафт всегда очень важна для меня. Мне не нравится здание, которое является просто архитектурным объектом, не имеющим никакого отношения к его окружающей среде. Архитектура всегда влияет на окружающий ландшафт, поэтому следует рассматривать его, как его часть. Это в равной степени верно и для городского строительства. Город такой богатый своим пейзажем, это тоже своего рода природа. Отношения между зданием и городом очень сложны. Много слоев, много возможностей понимания: архитектурно, исторически, культурно и т. д. Мне нравится такая сложность, и я стремлюсь отреагировать на нее в своей архитектуре.

- В то же время, архитектура - это сокращение выбора того, что вы используете, а что нет, что вы включаете, а что исключаете. Есть ли у вас стратегия, позволяющая справиться с подобными сложностями?

- Обычно, это зависит от имеющегося времени. Для завершения проектирования или для достижения определенного решения всегда требуется определенный промежуток времени. Очень помогает наличие согласованного срока для завершения проекта. С другой стороны, открытое время завершения дает нам возможность решить для себя, когда проект достигнет зрелости. Вот почему нам нравятся проекты с длительным периодом времени, что часто случается, особенно в Испании. Проект Kálida Center начался около двенадцати лет назад, и он только недавно был завершен. Дизайн развивался со временем, хотя в конечном итоге, итоговые решения пришлось принимать очень быстро.

KÁLIDA CENTER - Барселона, Испания
KÁLIDA CENTER - Барселона, Испания

- Обычно процесс разработки дизайна начинается с создания коллажей. Является ли это хорошим способом добавить желаемую сложность в ваш дизайн?

- Я начала делать коллажи несколько лет назад. До этого мы начинали с эскизов. У Энрика были фантастические умения в рисовании, и многие наши проекты были основаны на его эскизах. Но я постепенно отошла от этого, и мне больше не нравится делать наброски, а затем говорить: «Это дизайн проекта». Мне нравится получать больше информации, чтобы проект получился четким. К тому же, трудно сделать что-то неожиданное, когда ваша архитектура основана на эскизах. Ваша рука обычно рисует так, как вы привыкли, аналогично почерку в письме. Коллаж же дает возможность быть более открытым экспериментам, а также помогает вам работать над проектом коллективно. Процесс проектирования - это непрерывная эволюция. Я не решаюсь внезапно изменить наш подход к проектированию и радикально отбросить наши старые методы. Это похоже на подъем по лестнице, когда вы используете опору на одну ступеньку для достижения следующей и так далее.

- Похоже, что коллажи вносят свой вклад в фрагментированную архитектуру, в которой много цветов и орнаментов. Вы можете объяснить, почему вам это нравится?

- Конечно, это то, что нам нравится делать. Но, прежде всего, речь идет об объединении здания с его контекстом, об объединении внешнего и внутреннего. Например, мы определились с цветами рынка Санта-Катарина в конце процесса. Наши первоначальные опасения были связаны с отношениями с городом, с деревянной крышей, которая будет выступать, создавая защищенную площадь, и с сохранением исторической части. Но затем мы поняли, что сама крыша важна, потому что мы хотели, чтобы публика понимала, что происходит внутри. Поэтому мы спроектировали крышу с черепицей в цветах, которые похожи на цвета фруктов, овощей и других продаваемых внутри продуктов. Это был страшный выбор, потому что в то время не многие архитекторы использовали много цвета, а может даже, никто в Испании. Я боялась, что мы зайдем слишком далеко, но, к счастью, многие люди уверяли меня, что им нравится это здание.

Рынок SANTA CATERINA, Барселона, Испания
Рынок SANTA CATERINA, Барселона, Испания

Кажется, что ваш архитектурный подход приводит к сказочному результату. Все эти фрагменты и отсылки облегчают понимание.

- Мне нравится такая интерпретация нашей работы. Думаю, это также связано с нашей системой принятия решений. Мы сидим вместе и говорим: это нравится, а это не нравится, давайте поступим так или иначе. Думаю, существует множество вариантов, и многие люди участвуют в их поисках. Можно сказать, что мы мечтаем вместе, поэтому в конце концов интуиция играет решающую роль.

KÁLIDA CENTER - Барселона, Испания
KÁLIDA CENTER - Барселона, Испания

- Планируете ли вы, что ваши здания помогут людям отвлечься от повседневных проблем, создав особую атмосферу?

- Я стараюсь делать это большую часть времени. В случае с Kálida Center - это было сутью дизайна. Я никогда не забуду ужасный момент, когда была обнаружена смертельная болезнь Энрика. Я думала, что мое сердце разобьется, и это казалось мне невыносимым. Затем внезапно, из ничего, я нашла в себе силы продолжать жить. В случае с Kálida Center я намеревалась создать «нейтральное» пространство, где люди с серьезными заболеваниями, например, рак, смогут побыть ненадолго со своими близкими. Это возможность окунуться в атмосферу, отличную от больничной. Это то, что я планировала сделать в Kálida Center. Даже если человек заболел и знает, что это может плохо кончиться, у него будут моменты, когда он почувствует себя лучше и сможет насладиться обществом дорогих ему людей. Мы всегда заботимся об атмосфере в наших зданиях, о создании среды, отвечающей всем потребностям человека.

Fobro