Трудно переоценить ежедневный подвиг почтальонов в блокадном Ленинграде. Мы порой не задумываемся, но на самом деле это просто невероятно: жители Ленинграда, почти полностью отрезанного от всей страны, именно благодаря почтовой службе не теряли связи со своими родными на Большой земле. И эта связь действовала в оба конца.
Да, с перебоями, да, иногда писем приходилось ждать неделями, но все‑таки рано или поздно они добирались до адресатов.
Почтальоны находились на особом положении: им было разрешено ходить по городу во время воздушной тревоги.
В то время почтовые ящики висели не в парадном возле входа в дом, а на дверях каждой квартиры, поэтому приходилось подниматься по обледенелым скользким лестницам, нередко еще и залитым нечистотами, как было в первую блокадную зиму. Жители тогда зачастую не закрывали двери своих квартир в надежде, что к ним смогут прийти на помощь. И почтальоны не оставляли корреспонденцию в ящике, а проходили внутрь квартир, выкликая адресатов.
Да, порой письма приносили горе, но нередко они оказывались и единственной возможностью найти близких. Сотрудники почтамта потом вспоминали, что к ним всю блокаду приходили конверты и открытки с коротким адресом: «Любому работнику почты». Адресаты таких посланий обычно просили помочь разыскать людей, потерявшихся или сменивших адрес. И работники занимались не свойственными им функциями: обращались в жилищные и эвакуационные службы, в детские дома и паспортные столы.
А сколько было случаев, когда боец в письме с фронта второпях забывал указать полный адрес, например, номер дома и квартиру!.. И тогда почтальоны расспрашивали жильцов, чтобы найти адресата. Совесть просто не позволяла выбросить такое письмо или отправить его обратно.
Бывало еще и так, что на почтамт приходили послания молодых бойцов с нехитрым адресом: «Первой попавшей девушке». Если таковой оказывалась почтальон, она раздавала подобные письма своим подругам и знакомым: мол, ты напиши одному, а ты — другому. Иногда завязывалась длительная переписка…
По материалам рубрики «Наследие» автора Александра Соловьева.
Читайте также:
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.