Затянувшаяся пандемия оставляет тяжёлые следы. Ущерб наносится не только физическому, но и психическому здоровью. Долгое эмоциональное напряжение изматывает, возникает много неопределённости и страхов. Подавленное состояние замечают не только переболевшие новой коронавирусной инфекцией, но и те, кто всё это время успешно защищался от болезни.
Как справиться с этим гнетущим состоянием? С этим вопросом я обратилась к психологу Наталье Лысухиной.
Постковидный синдром задел не только тело, но и эмоциональную сферу
Лиза: Наталья, скажите, как вы лично, как консультирующий специалист, помогающий своим клиентам справиться с повышенным, а порой зашкаливающим эмоциональным напряжением, воспринимаете происходящее?
Наталья: Мне доводится общаться с коллегами, живущими в разных странах. И, обмениваясь с ними впечатлениями, я каждый раз отмечаю, в какое необычное и сложное время мы живём и совершенствуемся в профессии. В своей психологической практике я ежедневно сталкиваюсь с горем, потерями, постковидным синдромом и другими тяжёлыми переживаниями клиентов.
Что такое "фон", и как его укреплять
Лиза: Если бы вы сейчас могли обратиться большой аудитории людей, переживающих разные эмоциональные страдания, что бы вы сказали?
Наталья: Люди, не относите свою психическую подавленность целиком на свой счет! Гнетущее эмоциональное состояние связано не только с физиологическими осложнениями после перенесённого ковида! Мы живем сейчас в очень непростом фоне, который постоянно рассыпается, как замок из песка, и падает способность адаптироваться ко всему, что происходит вокруг.
Лиза: А что такое “фон”?
Наталья: Это термин, который используют психологи для обозначения пространства и всего, что нас окружает, что происходит вокруг. Это совокупность самых разных факторов - природных, экологических, исторических, социальных, психологических и многих других. Это осознание того, в каком мире мы живём. Мы живем и не замечаем, потому что этот мир становится привычным. Но фактически сейчас вокруг нас - очень тяжёлый фон.
Лиза: Да, говорят, что человек ко всему привыкает. Действительно, ковид, который в самом начале вызывал панику и огромную тревогу, теперь стал привычным явлением. Многие уже перестали остро реагировать на сводки смертности. Некоторые переболевшие и вакцинированные не носят маски, как будто для них всё уже закончилось. Понятно, что люди устали от напряжения. Но ведь реальность не изменилась радикально!
Наталья: Поэтому очень важно укреплять базовый фон. Мы не можем повлиять на игры тех, кто причастен к политическим и экономическим процессам в мировом масштабе. Но мы можем возвращать себе управление своей жизнью. Важно понимать: то, что происходит - лишь часть большого исторического процесса. Очень важно расширить горизонт будущего и понять, что это не эквивалент отрезка нашей жизни длиной 10-30 лет, а проявление исторического процесса огромного масштаба: 100-200 лет. Тогда возникает больше принятия и согласия с тем, как устроен мир. Да, страх не исчезает, зато человек, который осознаёт и принимает изменения, как данность, становится устойчивее и спокойнее.
Лиза: Ну, так масштабно мыслить довольно сложно. Такое восприятие мира, когда горизонт событий отодвинут на сотни лет, философ Лев Гумилёв называл пассионарностью. И теперь я отлично понимаю, как может быть важна пассионарность мышления не для избранных, а для обычных людей. Но что им делать, этим обычным людям, чтобы пережить всё это?
Практические советы для повышения эмоциональной стабильности
Наталья: Фон - многослойное явление. Важно искать опоры и наполнять свой фон тем, что возвращает в жизнь. Например, разнообразные телесные практики. Большая ценность - связь с предками, истории из их жизни - особенно если они удачные. Юмор и ирония тоже снижают градус эмоционального напряжения.
Лиза: Какую телесную практику вы бы могли порекомендовать нашим читателям? Йога, скандинавская ходьба, цигун, тайцзы, массаж?
Наталья: Не обязательно усложнять! Можно просто лечь на деревянный пол и полежать.
Лиза: Спасибо вам за интересную беседу! Что вы хотели бы сказать читателям в качестве финального посыла?
Наталья: В мире и, в частности, в международных отношениях сейчас много напряжения и тревоги. Находясь в разных странах, мы с коллегами встречаемся виртуально, обсуждаем ситуацию и продолжаем ставить человеческое выше национального. Сшивать в тонких местах - это важно.