Этот беговой марафон - поистине уникальное мероприятие! Удивительно уже то, что он не был отменён в прошлом году, как многие другие забеги и состоялся уже в 53 раз! И есть люди, которые продолжают в нём участвовать со дня основания по сегодняшнее время!
22 ноября 1941 года — 80 лет назад — в опасный путь по непрочному ещё льду Ладожского озера отправились первые грузовики ГАЗ‑АА. Легендарные «полуторки» доставили в отрезанный от большой земли Ленинград мешки с мукой, открыв автомобильное движение по «Дороге жизни» — импровизированной трассе, во многом благодаря которой, город на Неве выдержал страшную блокаду. Сегодня мы вспоминаем важнейшие цифры и факты о «Дороге жизни» — возможно, главном автомобильном подвиге Великой Отечественной войны.
А в самом Ленинграде на глазах таяли суточные нормы продовольствия. Двести граммов хлеба в день — вот весь дневной рацион служащих, иждивенцев и детей начиная с 1 октября 1941‑го. Рабочие и инженеры получали по 400 граммов. Спустя месяц по карточкам будут выдавать ещё меньше хлеба... На служащего и ребёнка - 125г, а рабочего и инженера - 200г.
Труд водителей, обслуживавших «Дорогу жизни», был очень тяжёлым. Коварный лёд, плохая видимость, артобстрелы и угроза с неба — фактически шофёры «полуторок» и «зисов» всегда были на передовой. Поэтому и потери несли значительные. В первую зиму, с ноября 1941-го по апрель 1942‑го, «Дорогу жизни» обслуживали около четырёх тысяч машин. Четверть из них не вернулись на базу. И это не говоря о жутких условиях труда. Часто, особенно в осенние и весенние месяцы, водителям приходилось управлять машиной... стоя. Рулить одной рукой, устроившись на подножке. Так было больше шансов спастись — выпрыгнуть из грузовика в случае провала льда.
Безусловно, хлеб был главным грузом «Дороги жизни», но не единственным. По тому же ледовому пути из осаждённого города вывозили мирных жителей. По нему на большую землю шло оружие и техника, которую даже в самые суровые блокадные месяцы продолжали выпускать в Ленинграде.
Конечно, все эти невероятные события, в который раз показавшие готовность русского народа к подвигу во имя жизни, остались в прошлом, но сама "Дорога жизни" существует до сих пор как бессмертный памятник пережитому. И каждый год люди с благодарностью вспоминают и отмечают этот праздник - День прорыва ленинградского блокадного кольца. А центральным мероприятием праздника является традиционный международный забег по "Дороге жизни" на 1, 5, 10, 21 и 42 км.
В этом 2022 году и мы с женой решили отдать дань героическому прошлому Ленинграда и пробежать в честь этого знаменательного события 42 км.
Вот как это было... Сначала мои впечатления.
Утренний подъём перед стартом в 6.00. Спали тревожно, урывками, опасались проспать, хотя будильник был включён. Ну и волнение, конечно, сказывалось.
Утром вышли из гостиницы, шёл снег и было ветренно. На вокзал приехали вовремя. Огромное здание вокзала было полностью заполнено марафонцами и их болельщиками. Здесь мы смогли уже оценить масштаб этого мероприятия. Только для участников подали 2 дополнительные электрички, которые были полностью заполнены. А сколько людей ещё добирались на больших автобусах и на машинах!
Многие участники были одеты в майки и банданы с надписью "Дорога Жизни". В основном была молодёжь, но и встречались и довольно возрастные участники, убеленные сединой. Наконец, мы приехали на "Ладожское озеро" к мемориалу "Разорванное Кольцо", откуда должны были стартовать. Переодевались в тесноте и темноте, но в весёлой дружеской атмосфере.
И вот мы готовы стартовать. До старта пришлось немного померзнуть. Стартовали около 11 часов из последнего кластера. Среди участников встречались очень колоритные личности. Это были бегуны, переодетые в солдат и командиров, с красными флагами, некоторые перевязанные, со следами крови на бинтах, изображавшие раненых солдат. Были и иностранные участники, я видел спортсменов из Польши и Финляндии. Вот такой пестрой толпой мы и стартовали!
На пунктах питания я начал останавливаться только после 20-го километра. В основном только пил воду и чай. Ничего не ел.
Темп мой был невысокий, но держать его я мог долго. Сказалась хорошая подготовка и большое количество длинных тренировок по 3 часа и дольше. Ну а после 30-ти километров пришлось напрячься и потерпеть. Пошли ощутимые подъёмы. На спусках тоже было нелегко, боялся поскользнуться и растянуться на ледяном асфальте на скорости. Но обошлось.
Особое внимание стоит уделить болельщикам, которые поддерживали нас. Ветераны Войны, дедушки и бабушки, стояли вдоль трассы по деревням, желали нам успеха. Малые детки тянули к нам свои тёплые ладошки, давали нам "пять" и заряжали нас энергией. Ну вот, наконец, и финиш!!! И долгожданная медаль на шее. На финише мне удалось не потерять темп и я даже обогнал на последней 10-ке несколько десятков участников. Но последние 3-4км тянулись нескончаемо долго.
А после финиша я наконец начал есть. Буквально проглотил несколько бананов, пару "тульских пряников", которыми нас любезно угостили организаторы. А потом горячая гречневая каша из солдатской походной кухни!!! Я не удержался и съел 2 тарелки! А потом неспеша переоделся и пошёл встречать жену. Когда она переоделась, уже темнело. На теплом комфортабельном автобусе мы добрались до метро, а потом и до полюбившейся столовой на "Невском проспекте", в которой кормят лучше, чем в ресторане. И там мы просидели почти 3 часа до нашего поезда, неспеша попивали чай с пирожными и вспоминали все яркие моменты прошедшего дня!
В общем, марафон этот нам очень понравился! Это настоящая перезагрузка, отличная мотивация для того, чтобы держать себя в форме. Летний марафон - это испытание! А зимний марафон - это испытание вдвойне! Все познаётся в сравнении. Оказывается нашлись люди, которые бежали в этот день двойной марафон - 84,5км! Вот это Герои!!! Может когда-нибудь и мы будем на это способны?! Но по крайней мере мы с Ларчиком решили бегать такой зимний марафон ежегодно.
Впечатления от марафона моей жены Лары (Первый марафон она пробежала 1,5 года назад в сентябре 2020 года, когда ей исполнилось 63 года!):
"Сразу скажу, что зимний марафон ощутимо отличается от летнего. Конечно, –3 градуса – это не мороз, но были мы на нём с раннего утра до самого вечера. Из них - добрую половину времени в насквозь мокрой одежде. На мне было надето 2 джемпера, футболка и курточка на флисе – всё это вечером пришлось отжимать.
Ну и, конечно, дорога – это отдельная песня!!! Мы ещё, когда накануне ходили за стартовыми пакетами, полтора часа месили снежную кашу, постоянно поскальзываясь на льду, еле добрели до гостиницы. И я подумала, вот не дай Бог, такую дорогу на забеге! Но Бог посчитал иначе…
Дело в том, что у меня зимние кроссовки рассчитаны на лёд – у них резина не скользкая (специальная), но они – от -10 и ниже градусов, а если на улице теплее, то в них очень жарко и не комфортно. Вот и пришлось, как и Андрей, надеть летние, со всеми вытекающими последствиями…
Как всё проходило, он в основном описал, я лишь добавлю следующее:
Конечно, несмотря на снег, ветер и некоторую неразбериху на старте, обстановка была торжественная – и место святое, и приподнятое настроение бегунов, рвущихся в бой, задушевные песни военных лет – всё это вдохновляло и объединяло… На старте было очень холодно, мы грели друг друга и подбадривали… и наконец СТАРТ! Все «заскользили» вперёд, сначала кучкой, потом рассыпались цепочкой.
В отличие от моего "стойкого" мужа, я подкреплялась на каждом пункте питания (а их было около 10)! Что я только не «затачивала» - и воду (она была ледяная), и изотоники, и чай сладкий, и конфеты, и бананы – в общем отрывалась по полной. Вот так и бежала - в одной руке банан, а в другой чай с конфетой... Это, чтобы не скучно было преодолевать 42 км с хвостиком.
Люди, подбадривающие нас, действительно подобрались замечательные – бабули и дедули с детьми и внуками с цветами и флагами поздравляли нас с праздником, лица их до сих пор перед глазами – светлые, радостные… Я ко всем, как обычно, подбегала и хлопалась с ними ладошками. Вдоль нашей дороги под конец проходила трасса – водители приветствовали нас, гудели, поддерживали. Какая-то красивая машина минут пять ехала рядом со мной, пока я не повернулась и не помахала им с улыбкой – оказалось – китайские граждане (ОПЯТЬ!!!), – как же они обрадовались, замахали так, что один чуть не вывалился из окна машины.
В конце дистанции ко мне три раза подъезжала "Скорая помощь", предлагала подвести, но я отшучивалась и бежала сама! Нескольких человек они всё-таки уговорили...
На финише, я как обычно, решила сделать «птичку», но поскользнулась и упала со всего маху прямо на девушку, которая должна была надеть на шею мне медаль. К счастью, волонтёрша была довольно мощная и мягкая, поэтому всё закончилось благополучно – я с медалью, девушка - в шоке!
Впечатления, как всегда, на таких мероприятиях - самые лучшие, в душе радость, в теле приятная усталость, правда, ножки, как кочерёжки – еле передвигаются, но это временно… Не скажу, что было легко, но это всё забудется, а чувство полёта останется! В общем, всем советую – получите незабываемые ощущения!"
В конце сообщу наши результаты. Я пробежал за 4ч 34мин. А Ларчик за 5ч 56мин. Но результаты - это, конечно не главное. Главное - то, что остаётся в памяти после такого пробега. На мемориале есть надпись "Никто не забыт, ничто не забыто"! Мы помним подвиг наших дедов и бабушек, помним те испытания, которые выпали на долю нашей страны. Поэтому просиживать штаны на диване перед телевизором - это не наш путь! На этом марафоне Ларчик познакомилась с дедушкой, который бежал все 53 марафона "Дорога жизни"!
Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.