Данный вопрос воистину является одним из самых значимых в мире искусства.
«Оба были французами, жили в одно и то же время. Их называют основоположниками импрессионизма. Эдуард Мане писал, в основном, людей, четко очерчивал силуэты и рисовал в более реалистичной манере. Клод Моне писал преимущественно природу, пейзажи, люди на его полотнах были нечеткие, размытые. Главной отличительной чертой двух художников была техника письма»
преподаватель художественной студии «Пикассо» Галина Щербина.
И все же их различает нечто большее, нежели одна буква в фамилии. Путаница с оными — самый очевидный, но далеко не единственный повод сравнивать двух совершенно разных художников.
Всё началось ещё в начале 1865 года. Салон стал одним из самых скандальных и эпохальных за все триста лет его существования. И виноват в этом был Эдуар Мане. Он искренне рассчитывал на признание, медаль и славу, отправляя на главную французскую выставку свою новую картину «Олимпия». И проходя в день торжественного открытия по Дворцу промышленности, действительно слышал со всех сторон поздравления и одобрительные отзывы, только вот не понимал, при чем же тут пейзажи, отчего его хвалят за какие-то марины?
Мане в бешенстве. Позднее оказалось, что какой-то выскочка использовал похожую фамилию, явно для того, чтобы заработать денег на его, Мане, славе. Рядом с «Олимпией» и «Поруганием Христа» висели два пейзажа никому не известного Клода Моне, который в этом году дебютировал в Салоне.
Клода Моне в тот момент во дворце не было. Но он, конечно, услышал о ярости Мане: в Париже об этом было много разговоров. Салон вообще вышел чрезвычайно громким и скандальным. Мане обвиняли в аморальности и вульгарности.
«Никогда и никому еще не приходилось видеть что-либо более циничное, чем эта «Олимпия». Это — самка гориллы, сделанная из каучука и изображенная совершенно голой, на кровати. Ее руку как будто сводит непристойная судорога… Серьезно говоря, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я бы советовал избегать подобных впечатлений».
Амеде Канталуб, арт-критик Le Grand Journal
Совершенно обескураженый подобной реакцией, Эдуард Мане на несколько месяцев прекратил работать, а дабы прийти в себя, уехал в Испанию. Вернувшись через несколько месяцев в Париж, он встретил в гостях у друзей своего невольного обидчика — Клода Моне и увидел его новую картину «Дама в зеленом платье».
Данная встреча положила начало новой и очень крепкой дружбе. Эта дружба продолжались почти двадцать лет, вплоть до 30 апреля 1883 года — дня смерти Эдуарда Мане. Но в истории отношений двух художников начинался новый волнительный эпизод.
В феврале 1890 года Клод Моне вступил в переговоры с парижской администрацией, дабы картины умершего художника были размещены в Лувре; переговоры длились несколько месяцев — представители государства были готовы принять «Олимпию», не давая при этом твердых обязательств относительно места ее хранения. В результате «Олимпия» была передана Люксембургскому музею в ожидании возможной, но не окончательно решенной передачи в Лувр.
Моне добился своего через семнадцать лет: в феврале 1907 года по распоряжению Жоржа Клемансо, председателя совета министров и друга Моне, картину перевезли в Лувр. В 1986 году вся коллекция импрессионистов, в том числе «Олимпия», была передана в музей Орсе, где выставлена
и сейчас.