Мы уже сообщали о том, что российские кинематографисты работают над фильмом «ДЖАЗ 100», который посвящён грядущему столетию джазовой сцены России. Премьера намечена на сентябрь 2022.
В работе над документальным фильмом об истории джаза в России нужна не только камера, но и сканер. Мы уже рассказывали, как происходит оцифровка тысяч исторических фото и документов в хранилищах Центра исследования джаза в Ярославле и как туда попадают архивы джазовых музыкантов и активистов. Центр активно сотрудничает с создателями нового документального фильма. 26 января 2022 фильм вошёл в монтажный период, так что фотографии уже очень нужны!
Вот некоторые уникальные кадры, которые Центр предоставил для документального фильма «ДЖАЗ 100»: тут и молодой ленинградский саксофонист Игорь Бутман, и легендарные московские джазмены 60-х —трубач Андрей Товмасян и пианист Вадим Сакун, и даже известный всему миру джазовый радиоведущий «Голоса Америки» Уиллис Коновер в сцене небывалого единения с московским джазовым активом полувековой давности. Большинство этих артефактов из 1960-х, 70-х, 80-х и даже 90-х годов раньше не публиковались. А говорят, джаз в СССР был запрещён... Судя по этим фотографиям, джазовая сцена жила бурной жизнью!
А вот фото 53-летней давности: джем в московском джаз-кафе «Печора» на проспекте Калинина (сейчас в этом помещении на Новом Арбате находится магазин профессионального звукового оборудования). Та самая «Печора», откуда через два года, в 1971 г., таинственно украдут альт-саксофон Алексея Козлова — кража так никогда и не была раскрыта, и инструмент так нигде и не «всплыл».
За фортепиано предположительно Игорь Яхилевич, далее не опознанный нами тенор-саксофонист, правее Анатолий Герасимов — сопрано-саксофон, Игорь Высоцкий — тенор-саксофон, Анатолий Соболев - контрабас, предположительно Александр Пищиков — флейта, за барабанами, возможно, Алексей Кузнецов (известный гитарист иногда играл во время джемов и на ударной установке). Трое из этих музыкантов (Яхилевич, Герасимов и Высоцкий) в 70-е уедут в США, а Пищиков в 90-е окажется в Германии.
Фестиваль в Ленинграде, 1981. На сцене ансамбль «Аллегро»: Николай Левиновский — клавишные, Сергей Гурбелошвили — саксофон, Виктор Епанешников — барабаны, Виктор Двоскин — контрабас.
1976 год, тот самый концерт, фрагмент которого вошёл в документальный музыкальный фильм «Город. Осень. Ритм». На сцене ансамбль «Мелодия»: за фортепиано Борис Фрумкин, ныне народный артист РФ и руководитель Джаз-оркестра им. Олега Лундстрема. На бас-гитаре Игорь Кантюков, на саксофоне Алексей Зубов.
Москва, 1962 год. Предположительно Валерий Буланов (ударные). Совершенно точно на трубе 19-летний Андрей Товмасян, за роялем — Вадим Сакун. Контрабасиста мы пока не опознали. Кроме него, остальные трое вскоре поедут в Варшаву на фестиваль Jazz Jamboree-62, став первыми советскими джазменами, выступившими за пределами СССР.
1969, всё то же кафе «Печора» на Калининском проспекте (Новый Арбат). Крайний слева — саксофонист Алексей Козлов, ныне народный артист России и патрон Клуба Алексея Козлова на Маросейке. Следующий — Ростислав Винаров (1934-2011), инструктор Московского городского комитета ВЛКСМ, курировавший столичное джазовое сообщество от лица комсомола. Далее — джазовый журналист, критик, активист, историк джаза, ведущий фестивалей, лектор и прочая, и прочая, и прочая — Алексей Баташёв (1934-2021). Крайний справа — доброжелательно выслушивающий тост Баташёва легендарный ведущий программы Music U.S.A. на радиостанции «Голос Америки» Уиллис Коновер (1920-1996). К сведению тех, кто упрямо твердит, что джаз в СССР был запрещён: прославленный проповедник джазового искусства бывал в Советском Союзе трижды (1967, 1969 и 1983).
Саксофониста Михаила Чернова нынешние поколения знают как Дядю Мишу, того самого, кто играл в рок-группе ДДТ. Но было время — Чернов ещё не был Дядей Мишей, у него на голове ещё были волосы, и он играл джаз. На фото 1984 года — нынешний художественный руководитель Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки, народный артист РФ Давид Голощёкин, Михаил Чернов на альт-саксофоне (в ДДТ он играл на теноре), а вдали справа — 22-летний Игорь Бутман.
Это, конечно, мизерная доля сокровищ, находящихся в фонде Центра исследования джаза. На настоящий момент оцифровано около двух тысяч фотографий, а ещё примерно столько же пока и не отсканировано: оцифровка и особенно составление описаний — довольно трудоёмкий и не очень быстрый процесс. Но работа продолжается, и многие из этих кадров наверняка войдут и в фильм «ДЖАЗ 100».
Если у вас есть материалы по истории отечественного джаза, которыми вы хотели бы поделиться с Центром исследования джаза — вашим предложениям там всегда будут рады!
Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!