Найти в Дзене
My Impressions

История Схождение Благодатного Огня. Сколько раз в истории он не сходил и почему

Для большинства христиан Схождение Благодатного Огня в Иерусалиме — единственный шанс своими глазами увидеть Божественное Чудо. Из года в год в Великую Субботу я спешу к экрану телевизора, чтобы смотреть Схождение Благодатного Огня онлайн. И очень надеюсь увидеть однажды это воочию. Благодатный Огонь — это материальное подтверждение обещания Спасителя: «Я есмь с вами во все дни до скончания века», — которое Он дал после своего Воскрешения. Однако, за многие столетия истории известны три случая, когда Благодатный Огонь не пожелал сходить. Древние времена Известно, что разногласия Папы Римского и Патриарха Константинополя начались задолго до 1054 года. Однако, именно Папа Римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для прекращения данного конфликта. Увы, найти путь к примирению не удалось, 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ, Патриарх предал ана

Для большинства христиан Схождение Благодатного Огня в Иерусалиме — единственный шанс своими глазами увидеть Божественное Чудо. Из года в год в Великую Субботу я спешу к экрану телевизора, чтобы смотреть Схождение Благодатного Огня онлайн. И очень надеюсь увидеть однажды это воочию.

Добавьте описание
Добавьте описание

Благодатный Огонь — это материальное подтверждение обещания Спасителя: «Я есмь с вами во все дни до скончания века», — которое Он дал после своего Воскрешения. Однако, за многие столетия истории известны три случая, когда Благодатный Огонь не пожелал сходить.

Древние времена

Известно, что разногласия Папы Римского и Патриарха Константинополя начались задолго до 1054 года. Однако, именно Папа Римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для прекращения данного конфликта. Увы, найти путь к примирению не удалось,

16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ, Патриарх предал анафеме папских легатов. Так произошёл раскол Христианской Церкви на Римско-католическую на Западе, с центром в Риме, и Православную на Востоке, с центром в Константинополе.

В течение долгого времени Иерусалим находился под контролем Восточной Православной Церкви. И, как известно, не было ни одного случая, когда бы Благодатный Огонь не сошёл на христиан. Однако, в 1099 году Иерусалим завоевали крестоносцы.

Римская церковь, получив поддержку герцогов, и считая православных вероотступниками, принялась попирать православную веру. Православным христианам запретили входить в Храм Гроба Господня, их изгоняли из храмов, отбирали имущество и церковные здания, всячески унижали и притесняли.

Вот как описывает этот момент английский историк Стивен Рансимен в своей книге «Падение Константинополя»:

Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков (православных христиан) из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии…

Несколько месяцев спустя патриарха Арнольда из Шоке сменил на престоле патриарх Даймберт из Пизы, который пошёл ещё дальше. Он пытался изгнать местных христиан из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, лишив христиан православных церковных зданий в Иерусалиме и около него.

Божье возмездие грянуло очень скоро. В 1101 году в Великую Субботу не совершилось Чуда Сошествия Святого Огня в Кувуклии — пока восточные христиане не были приглашены для участия в этом обряде. И только тогда король Балдуин I распорядился о возвращении местным христианам их прав.

Средние века

Однажды, при очередном турецком градоначальнике Иерусалима, армянские священники договорились, что право получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха — будет иметь представитель Армянской Церкви. По призыву армянского духовенства, в Иерусалим со всего Ближнего Востока приехали их единоверцы, чтобы вместе отметить Пасху.

В Великую Субботу 1579 года Православного Патриарха Софрония IV со священнослужителями не пустили в Храм Гроба Господня. Они остались перед закрытыми дверьми Храма. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и молились о Схождении Благодатного Огня. Их молитвы не были услышаны.

Стоящие у закрытых дверей Храма Гроба Господня православные священники тоже обратились к Господу со своими молитвами. Внезапно послышался шум. Это колонна, слева от закрытых дверей Храма, треснула — из неё вышел Благодатный Огонь и зажёг свечи в руках у Православного Патриарха.

С радостью православное священство вошло в Храм и восславило Господа. Следы Схождения Благодатного Огня и сегодня видны на одной из колонн, расположенной слева от входа в Храм Гроба Господня. Это единственный случай, когда Схождение Благодатного Огня произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника.

Власти разгневались на самоуправство армянских священников, даже хотели казнить Иерарха. Смилостивились, постановили в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии — впредь следовать за Православным Патриархом и больше не принимать личного участия в получении Благодатного Огня.

Власть давно сменилась, но обычай сохраняется до сих пор. Были и другие попытки воспрепятствовать Схождению Благодатного Огня. Вот что пишет известный исламский историк Аль-Бируни (IX-X вв.):

...однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволоки, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдёт. Но тогда же когда огонь сошёл, медь загорелась.

XX Век

Согласно укоренившейся за 2000 лет традиции, обязательными участниками таинства Схождения Благодатного Огня являются — игумен, монахи лавры преподобного Саввы Освященного и местная православная арабская молодёжь.

В Великую Субботу, через полчаса после опечатывания Кувуклии, арабская православная молодёжь — с шумом, криками, топаньем, барабанным боем, сидя верхом друг на друге, врывается в Храм и начинает свои громкие песни. О времени, когда берёт начало этот необычный ритуал, свидетельств нет.

Возгласы и песни арабской молодёжи — представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращённые к Христу и Божией Матери, с просьбами умолить Сына о ниспослании Благодатного Огня, и к Георгию Победоносцу, особо чтимому святому на православном Востоке.

По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918 –1947 гг.), английский губернатор однажды пытался запретить шумные песни и пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа — Благодатный Огонь не сошёл, пока Патриарх не распорядился пустить арабскую молодёжь.

***

Материал и иллюстрация для статьи взяты автором из открытых источников информации.

От всей души желаю своим читателям прекрасных впечатлений!
Друзья, и не забудьте подписаться на мой канал My Impressions !

.