Коломенский трамвай, второй в России после тульского, который я чаще всего видел в реальной жизни. Потом идет орловский и московский трамваи. Трамвайные хозяйства нескольких других городов видел лишь по разу.
Надо отметить, что впервые с коломенским трамваем познакомился в 2001 году, а орловским – в 2003. Почти одинаково по времени. Только вот в Орле с подвижным составом относительно стабильно, приобрели всего два вагона моделей 71-403 и 71-405, восстановили из калашного ряда немного вагонов или, напротив, списали и порезали несколько трамваев, но в целом парк все тот же, старые добрые чехословацкие «Татры» Т-3, разбавленные вагонами Т-6В5. В Коломне все динамичнее, сменились, можно сказать, поколения подвижного состава, в наше время совсем мало осталось вагонов, которые работали в 2001 году. Коломенский трамвай является сильным хозяйством, одним из лучших в стране, несмотря на все проблемы в стране с городским пассажирским транспортом, регулярно обновлял подвижной состав вплоть до 2019 года. В последние годы закупок нет, но парк почти полностью состоит из вагонов, закупленных не ранее второй половины 2000-х годов.
В 2001 году по Коломне еще ездили колоритные рижские вагоны модели РВЗ-6М2. Трамваи имели одну фару в передней части, из-за чего казались старомодными, как будто пришедшими из другой эпохи, к тому же они были оборудованы бугелем, это только усугубляло данное впечатление. Хотя вагоны этой серии не были такими уж старыми, они выпускались вплоть до 1988 года. С 1987 года в Коломну стали поступать усть-катавские трамваи моделей 71-605, позднее 71-605А, в 2001 году практически все они еще были в строю. Еще до первого посещения Коломны, читал в СМИ о поставке сочлененных вагонов ЛВС-97 производства ПТМЗ в ряд населенных пунктов бывшего СССР, среди которых была Коломна. Массовых поставок этой серии в город не было, в 1998 году поступило все два трамвая ЛВС-97К, в 2001 году вагоны еще имели заводскую окраску и были относительно новыми. В период же 1993-1997 годов Коломна пополняла свой парк трамваями усть-катавского производства моделей 71-608К и 71-608КМ, причем два трамвая модели 71-608К поступили в 1994 году из Москвы. Все коломенские восьмерки имели голубо-белую окраску. Новинкой 2001 года стало 14 трамваев производства ПТМЗ модели ЛМ-99К, прозванных за зеленый цвет «кузнечиками». С приходом петербургских вагонов начали массово списываться последние рижские трамваи.
В 2004 году на линиях уже не было ни одного рижского вагона, все они были списаны до конца 2003 года. Последние из них еще какое-то время до порезки стояли в депо. С уходом трамваев РВЗ-6М2 визуально коломенский трамвай стал восприниматься по-иному. Тогда же проводился капитальный ремонт части вагонов 71-605(А), после чего они получали зелено-белую окраску и оставались такими вплоть до отставки. В период 2004-2006 годов в Коломну приходили в виде кузовов первой комплектности вагоны модели 71-608КМ, покрашенные в песочно-белые цвета. Они сменили часть трамваев 71-605(А), получив их бортовые номера. Позднее их перекрасили в голубо-белые цвета.
Со временем вагонов модели 71-605(А) становилось меньше, все они были уже не красно-желтыми, а зелено-белыми. В период 2008-2010 годов город получает 11 трамваев модели 71-619КТ песочно-белого цветов. Обновление продолжается с 2010 по 2013 годы трамваями 71-623, впрочем, в городе их немного, всего 7 штук. В декабре 2012 года сгорел вагон ЛВС-97К с номером 001, в следующем 2013 году он был списан, таким образом с этого момента стал сокращаться парк вагонов производства ПТМЗ. Вторая гармошка была списана в 2015 году.
В 2018 году поступает последняя крупная партия новых вагонов в Коломну – 21 вагон модели 71-407-01. В итоге выводятся из эксплуатации все петербургские вагоны модели ЛМ-99К, в городе остается лишь один служебный вагон, построенный на базе трамвая данной серии. Таким образом, зеленые «кузнечики» покинули Коломну. В течении последних лет также были списаны почти все усть-катавские трамваи модели 71-608КМ, поставленные в 90-е годы, остались лишь вагоны, поступившие в виде первой комплектности в 00-е годы и буквально пару трамваев поставки конца 90-х. Поставка екатеринбургских трамваев в 2018 году фактически привела к уходу с коломенских маршрутов последних вагонов модели 71-605 и 71-605А. Самый последний трамвай модели 71-605А с номером 121 успел проработать до второй половины 2019 года, после чего был остановлен и списан.
В наше время парк коломенских трамваев состоит из вагонов серии 71-407-01 (самое большое их количество в парке), 71-623, 71-619КТ и 71-608КМ. В городе испытывался трамвай модели 71-415, но был возвращен заводу-изготовителю.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото автора.
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Другие материалы канала:
Мои воспоминания о городском транспорте Чехословакии периода заката социализма
Обзор старых материалов канала из серии "Трамваи"
Немного исторических снимков курского трамвая
#коломна #трамвай #трамваи #транспорт #городской транспорт #общественный транспорт #города россии #электротранспорт #фотографии #подвижной состав