Найти в Дзене
Чайка на поребрике

Миллес: история о художнике, любви и критиках

Одно из самых ярких и выразительных течений в искусстве XIX века – прерафаэлитизм, по словам писателя-современника Роберта Бьюкенена, «школа … гениального цвета и полного пренебрежения перспективой». Художники братства прерафаэлитов стремились вернуться к идеалам живописи «до Рафаэля», до того времени, когда живопись превратилась, как они считали, в слепое копирование образцов. И судьбы троих основателей этого направления так же удивительны, как их картины.

Джон Эверетт Миллес, автопортрет, 1878. Оцифровка – Art UK.
Джон Эверетт Миллес, автопортрет, 1878. Оцифровка – Art UK.

Среди них самая счастливая – но и самая парадоксальная, по мнению многих, – была у Джона Эверетта Миллеса. Он начинал практически «андерграундным» художником, его работы – особенно «Христос в родительском доме» – шокировали зрителей своей неприукрашенностью, но критики, например Джон Рёскин, который ещё появится в этой истории, видели в нём огромный талант.

Джон Эверетт Миллес, «Христос в родительском доме», между 1849 и 1850. Оцифровка – галерея Тэйт.
Джон Эверетт Миллес, «Христос в родительском доме», между 1849 и 1850. Оцифровка – галерея Тэйт.

Более поздние его работы, наоборот, были искренне любимы простыми зрителями, но среди круга людей искусства и тех, кто с ними связан, сложилось стойкое мнение, что его новые картины никуда не годятся, и Миллес продал свой талант ради богатства.

Джон Эверетт Миллес, Hearts are Trumps, 1872. Оцифровка – галерея Тэйт.
Джон Эверетт Миллес, Hearts are Trumps, 1872. Оцифровка – галерея Тэйт.

Разгадка заключается в том, что в 1855 году художник женился. Легко догадаться, что теперь ему надо было заботиться не только о себе, и неудивительно, что Джон Миллес стал писать более «коммерческие» и «глянцевые» картины. А когда мы читаем, что у него было восемь детей, то и вовсе перестаем удивляться – женщины редко работали в те времена, и за благополучие семьи в ответе был именно он.

Может быть, это не самая яркая картина второго периода, но помню, что когда я увидела её в детстве, чуть не заплакала. Джон Эверетт Миллес, «Чёрный брауншвейгец», 1860. Оцифровка – Art UK.
Может быть, это не самая яркая картина второго периода, но помню, что когда я увидела её в детстве, чуть не заплакала. Джон Эверетт Миллес, «Чёрный брауншвейгец», 1860. Оцифровка – Art UK.

Но история о том, почему к полотнам Миллеса, написанным после женитьбы, стали относиться по-другому, этим не ограничивается. Дело в том, что его женой стала Ефимия (или Эффи) Грей, которая только что развелась с первым мужем – по очень необычной причине.

В Великобритании история этого развода – крайне популярный сюжет, много раз пересказанный на бумаге, сцене или экране. Из того, с чем знакома я, это фильм «Эффи» 2014 года и сериал «Отчаянные романтики». Я – мечтательная девушка, и поэтому мне больше понравилось, как освещают этот сюжет в фильме, потому что там всё хорошо кончилось благодаря честности влюблённых, а не порвавшейся нитке бус и внезапно вбежавшим друзьям, как в сериале, хотя я не знаю, какая версия правдивее. Джон Эверетт Миллес, «Портрет Эффи Грей», около 1855. Оцифровка – Alchetron.
В Великобритании история этого развода – крайне популярный сюжет, много раз пересказанный на бумаге, сцене или экране. Из того, с чем знакома я, это фильм «Эффи» 2014 года и сериал «Отчаянные романтики». Я – мечтательная девушка, и поэтому мне больше понравилось, как освещают этот сюжет в фильме, потому что там всё хорошо кончилось благодаря честности влюблённых, а не порвавшейся нитке бус и внезапно вбежавшим друзьям, как в сериале, хотя я не знаю, какая версия правдивее. Джон Эверетт Миллес, «Портрет Эффи Грей», около 1855. Оцифровка – Alchetron.

За шесть лет первого брака она так и осталась девственницей. Как бы сложно ни было развестись в викторианской Англии, здесь судьи, крайне удивлённые свидетельствами врачей, не смогли вынести другого решения. Само собой, её бывший супруг оказался в эпицентре огромного скандала. Этим супругом был Джон Рёскин.

Джон Эверетт Миллес, «Джон Рёскин», между 1853 и 1854. Оцифровка – Роберт Хьюисон.
Джон Эверетт Миллес, «Джон Рёскин», между 1853 и 1854. Оцифровка – Роберт Хьюисон.

Что было обиднее всего, знаменитый критик сам приглашал в свой дом художника и даже возил его – вместе со своей женой – по Шотландии, пока тот писал портрет покровителя (тот, который выше) – надеясь, что Эффи изменит ему с живописцем и сама уже будет виноватой стороной. Но, пусть его жена и по-настоящему влюбилась в Миллеса, она оказалась гораздо более порядочной, чем он думал, и предпочла пройти через тяжёлый и неприятный бракоразводный процесс, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.

Первая картина, для которой – с ведома мужа – Эффи позировала Миллесу. Джон Эверетт Миллес, «Приказ о выпуске на свободу», 1853. Оцифровка – галерея Тэйт.
Первая картина, для которой – с ведома мужа – Эффи позировала Миллесу. Джон Эверетт Миллес, «Приказ о выпуске на свободу», 1853. Оцифровка – галерея Тэйт.

Конечно, Рёскин не мог простить этого Миллесу – трудно представить себе человека, который смог бы забыть о таком (хотя ещё труднее представить человека, который вообще смог попасть в такую ситуацию). Несмотря на скандальные подробности, которыми обросла его репутация, он оставался крайне влиятельной личностью в мире искусства. Разумеется, он обрушился с критикой на полотна Миллеса, написанные после женитьбы (хотя моя знакомая художница говорит, что на этом всё равно лошадь длинная).

Джон Эверетт Миллес, «Сэр Изюмбрас», 1857. Оцифровка – The Victorian Web.
Джон Эверетт Миллес, «Сэр Изюмбрас», 1857. Оцифровка – The Victorian Web.

Правда, не все – картина «Мир заключён», где Эффи позировала в качестве чьей-то ещё жены, ему очень понравилась.

Джон Эверетт Миллес, «Мир заключён», 1856. Оцифровка – Artmodel.
Джон Эверетт Миллес, «Мир заключён», 1856. Оцифровка – Artmodel.

Так что отчасти за отношением к переменам в творчестве художника стоит и простая человеческая мстительность.

Джон Эверетт Миллес, «Свежая сельдь», 1886. Оцифровка – Gallerix.ru.
Джон Эверетт Миллес, «Свежая сельдь», 1886. Оцифровка – Gallerix.ru.

А насчёт того, отступил ли художник от идеалов, у меня своё мнение. Обычно люди считают, что произведение искусства – это не только то, что написано с мастерством (которое никуда не делось), но и то, во что вложено настоящее чувство. В ранних картинах оно было – любовь к миру и людям со всеми их страданиями и мечтами, но поздние его работы не просто наполнены чувством: они прямо выражают его любовь к близким – и те, которые их навеки обессмертили в музеях, и те, которые обеспечивали им светлое настоящее и будущее.

Обычно «всю глубину падения» Миллеса иллюстрируют этой картиной (впоследствии он продал права на неё компании Pears, рекламировавшей с ее помощью мыло) а ещё – «Спелой вишней», вольной копией с картины другого художника. Джон Эверетт Миллес, «Пузыри», не имеет точной датировки. Оцифровка – Great Works of Art: Portraits.
Обычно «всю глубину падения» Миллеса иллюстрируют этой картиной (впоследствии он продал права на неё компании Pears, рекламировавшей с ее помощью мыло) а ещё – «Спелой вишней», вольной копией с картины другого художника. Джон Эверетт Миллес, «Пузыри», не имеет точной датировки. Оцифровка – Great Works of Art: Portraits.
Однако у него были и такие работы. Все прерафаэлиты были своего рода предвестниками ар нуво, но именно Миллесу в том числе и его состоятельность позволила экспериментировать и продвинуться в стилизации дальше, создавая образы при помощи пятен и орнаментов. Джон Эверетт Миллес, «Эсфирь», 1865. Оцифровка из Википедии, автор Mrostam.
Однако у него были и такие работы. Все прерафаэлиты были своего рода предвестниками ар нуво, но именно Миллесу в том числе и его состоятельность позволила экспериментировать и продвинуться в стилизации дальше, создавая образы при помощи пятен и орнаментов. Джон Эверетт Миллес, «Эсфирь», 1865. Оцифровка из Википедии, автор Mrostam.
А в предпоследний год своей жизни он написал эту картину о Древнем Риме и призраках – волнующую и печальную. Джон Эверетт Миллес, «Говори! Говори!», 1895. Оцифровка – Art UK.
А в предпоследний год своей жизни он написал эту картину о Древнем Риме и призраках – волнующую и печальную. Джон Эверетт Миллес, «Говори! Говори!», 1895. Оцифровка – Art UK.