Не перестаю удивляться: ругают современную школу и всячески клеймят несчастных учителей, но тем не менее дети ее заканчивают, сдают и ОГЭ и ЕГЭ и находят свое место в жизни в соответствии со своими способностями, интересами, жизненными планами…
А через несколько лет становятся вполне самостоятельными и очень часто успешными, даже те, кто , как говорится, звезд с неба не хватал и особенными успехами в школе похвастаться не мог.
Значит, и школа, и родители сделали свое дело вполне достойно и «вырастили» то, что выдающийся педагог Макаренко сравнивал с плодовым деревом, выращенным заботливым садовником.
Кстати, в 1988 году заслуги А.С. Макаренко в области воспитания и просвещения были отмечены ЮНЕСКО и он был назван «выдающимся педагогом мира», а его система и по сей день успешно применяется и на Западе, и за океаном. (Материалы на эту тему вы легко найдете в интернете)
С большим удовольствие прочитала текст № 5 для изложения на ОГЭ в 9 классе, опубликованный в сборнике под редакцией Н.А. Сениной за 2022 год.
Это фрагмент из «КНИГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ» А. С. Макаренко. Невозможно оспорить ни одно из его утверждений. И не беда, что у учеников 9 класса нет пока собственного родительского опыта и они не все понимают!
Бесполезных знаний не бывает!
Вот например: «Людей нужно заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево», - такое начало текста ребятам нравится!
Потом следует вопрос, вызывающий сначала недоумение: «Кто выращивает садовое дерево?» Ведь сказали же: «Садовник!»
Но ОКАЗЫВАЕТСЯ, в этом долгом процессе участвуют и земля, и воздух, и даже другие деревья…
А потом выясняется, что «похищать» плоды с выращенного дерева могут «дикари или многие родители», но настоящий садовник так не делает…
Пояснить эту фразу пришлось с помощью современного примера, взятого из интернета. История про девочку Алису Теплякову, которая в 9 летнем возрасте отправлена многомудрым папой в Университет… Ему нужны «плоды» любой ценой!
И ПАПУ не волнует, что психика ребенка еще не сформировалась в такой мере, чтобы выдержать обучение МГУ. Пусть даже психика его дочки пострадает, но он уже «собирает плоды», заставляя ребенка участвовать во всевозможных телепередачах… Для этого папы важнее всего самоутвердиться и убедить соотечественников в своей гениальности: в том , что его система воспитания «позволяет вырастить гениальных детей»… Но какой ценой…
Эта семья из девяти человек живет в однокомнатной квартире! За десять лет мама Алисы родила семерых детей, а Алиса старшая … Младшему нет и двух лет…
Недавно моя статья «Зачем им четвертый ребенок?» вызвала целую волну возмущенных комментариев, но там речь шла о семье в двухкомнатной квартире! Писали о безответственности родителей…
В советские времена была такая семья Никитиных, которая тоже имела очень много детей и воспитывала их по своим методикам , держа впроголодь, одевая зимой в шорты…
Теперь детям из этой семьи уже достаточно много лет, но никто из них не завел многодетную семью и не мучает своих детей так, как их самих мучили в детстве
Об этом много писали, спорили – жизнь показала, что эксперименты с ранним развитием детей идут в ущерб их нормальному росту и формированию здоровой психики, а самое главное – лишают счастливого детства и не учат строить свое счастье во взрослом возрасте.
А.С. Макаренко в своей книге рассказывает о том, как вырастить счастливых, здоровых и правильно мотивированных людей. Плодовое дерево должно давать добрые плоды.
Как вы относитесь к тому, что честолюбивые мамочки отправляют своих крошечных дочерей участвовать во всевозможных конкурсах красоты или рекламных фотосессиях?
Вас это умиляет? Или не одобряете?
Это желание скорее «получить плоды» Макаренко называет поведением дикарей. В «Книге для родителей» автор употребит и более сильный термин, рассказывая о «дефективном отношении к детям» со стороны родителей.
МАКАРЕНКО настойчиво убеждает, что настоящий садовник не стремится изменить природу (вырастить на осинке апельсинки), он только помогает ей - «вносит в нее свой могучий корректив»: «там подпорка, там разрыхленная земля, там терпеливый зоркий отбор»…
Он не стремится как можно скорее получить первые плоды, истощающие молодое деревце…А дает дереву окрепнуть и войти в полную силу…
Макаренко призывает родителей взять в руки лопату, ножницы, лейку: «Давайте будем садовниками»,- потому что воспитание без этого невозможно…
Хороший текст, предложен школьникам, и дети после правильного комментария с ним справляются. А я перечитываю «Книгу для родителей», чтобы еще раз получить «заряд бодрости и уверенности».
Восхищает меня рассуждение писателя о «четырех китах», на которых строится вся система воспитания: дисциплина, режим, поощрение, наказание. Только не надо сейчас хватать тапки и бросать их в писателя! Наказание наказанию рознь!
Есть у меня статья на эту тему: «Мама била дочку головой об стенку, чтобы лучше училась»…
Это как раз про «дефективных родителей» - использую термин А.С. Макаренко. У умных и заботливых родителей даже молчание или осуждающий взгляд становятся для ребенка серьезным наказанием…
Вы замечали, что все аксиомы очень просты? С ними и спорить-то нет смысла! Вода должна быть чистой! Пещера - сухой и безопасной! Женщина - доброй! Мужчина – трудолюбивым! Родители должны быть авторитетом для своих детей и подавать пример своим поведением и поступками! Не согласны? Спорьте, опровергайте – жизнь вас рассудит!
Конечно, в маленькой простенькой статье невозможно рассмотреть все аспекты воспитания и «выращивания людей». Ее задача гораздо скромнее: предложить тему для размышления и книгу для прочтения!
Есть вечные истины, есть вечные проблемы…