Найти в Дзене
Записки дилетанта

Блеф или история одной аферы.

Как когда-то было замечено одним авторитетным товарищем: " Вся контрабанда делается в Одессе на Малой Арнаутской". Подтверждением тому может служить жизнь, полная приключений, настоящих одесситов-братьев Гохманов, Шепселя и Лейбы. В прошлом мелкие торговцы, а в будущем великие мошенники, Выдававшие себя за антикваров. Мысль заняться антиквариатом посетила буйные головы братьев после открытия раскопок древнегреческой Оливии, недалеко от города Очаков. Именно сюда и решили податься наши герои. Поселившись в Очакове, они приобрели небольшое помещение и открыли антикварный магазин. В то время город был наводнён не только белыми и чёрными копателями, но и всевозможными мошенниками. Скупая потихоньку у археологов всех мастей предметы старины, Гохманы начали подумывать о каком-нибудь хорошем гешефте. Тайная, но настоящая жизнь горе-антикваров началась с продажи древних плит с нанесённым шрифтом. Причём плиты брались действительно старые из раскопок. Затем надписи на них сбивались и наносилис

Как когда-то было замечено одним авторитетным товарищем: " Вся контрабанда делается в Одессе на Малой Арнаутской".

Подтверждением тому может служить жизнь, полная приключений, настоящих одесситов-братьев Гохманов, Шепселя и Лейбы.

В прошлом мелкие торговцы, а в будущем великие мошенники, Выдававшие себя за антикваров.

Мысль заняться антиквариатом посетила буйные головы братьев после открытия раскопок древнегреческой Оливии, недалеко от города Очаков. Именно сюда и решили податься наши герои.

Поселившись в Очакове, они приобрели небольшое помещение и открыли антикварный магазин. В то время город был наводнён не только белыми и чёрными копателями, но и всевозможными мошенниками.

Скупая потихоньку у археологов всех мастей предметы старины, Гохманы начали подумывать о каком-нибудь хорошем гешефте.

Тайная, но настоящая жизнь горе-антикваров началась с продажи древних плит с нанесённым шрифтом. Причём плиты брались действительно старые из раскопок. Затем надписи на них сбивались и наносились вновь. Но на этот раз подтверждающие, что плита (или фрагмент плиты), относится к гораздо более ранней эпохе.

Дело было оформлено с размахом. подпольный цех с нанятыми рабочими не успевал одаривать страждущих любителей антиквариата предметами старины. Причём работали квалифицированные и грамотные люди, знающие древнюю грамматику и орфографию.

В 1892 году Шепсель и Лейба смогли втюхать Одесскому музею некую коллекцию древних артефактов. Изготовлены они были, конечно, не на Малой Арнаутской, но тоже недалеко.

Постепенно аппетит увеличивался, и коммерсанты решают обратить внимание на золото. Уровень был уже другой, но принцип тот же. Подпольный цех, несколько талантливых ювелиров, и работа по изготовлению золотых монет и древних украшений пошла полным ходом.

Изделия искусно старились с помощью гранитных плит из раскопок и ящика с мышами, чей помёт действовал лучше всякой кислоты.

Находки старины глубокой, за отсутствующей подписью Гохманов, красовались в нескольких мировых музеях. Одним из талантливых ювелиров того времени, работавших с братьями, был Израиль Рухомовский.

Крупной сделкой аферистов, но пока ещё не самой, считается продажа богатому коллекционеру Фишеру старинных кинжала и короны.

Бытует два мнения. В одном говорится, что братья подослали к Фишеру крестьян, якобы выкопавших находки. Лично мне по душе вторая версия. Будто бы Фишер был приглашён на раскопки, где уже находился Шепсель, руководящий работой копателя-крестьянина. На глазах у коллекционера была произведена находка артефактов. Долго он уговаривал Гохмана продать ему изделия древности, и наконец уговорил. К своему последующему огромному разочарованию. Кстати, роль крестьянина в спектакле играл брат Шепселя - Лейба.

Чем-то напоминает сюжет фильма "Блеф" с Челентано в главной роли.

Венцом авантюрной карьеры Шепселя Гохмана Была продажа в 1896 году парижскому Лувру тиары царя Сайтафарна.

-2

Братья, через представителя, известного в мире археологии, сделали предложение Венскому музею о покупке бесценного шлема, якобы обнаруженного на раскопках. Косвенным доказательством служил кусок гранитной плиты с надписью о том, что богатые купцы Ольвии делают подношение царю скифов, дабы избежать разрушения города. В подарках, кроме золота, присутствует драгоценная тиара, сделанная лучшими ювелирами специально для Сайтафарна.

Что удивительно, подлинность находки была признана несколькими авторитетными комиссиями. Слабо раздавались отдельные реплики некоторых сомневающихся, но они были задушены авторитетом маститых археологов.

Венский музей не потянул баснословную сумму, запрошенную мошенниками. Зато у сотрудников парижского Лувра глаза загорелись от желания приобрести артефакт. Закрома парижской цитадели не располагали всей суммой. После обращения в парламент были выделены деньги из "бюджета" и сделка состоялась.

-3

Несколько лет тиара находилась в Лувре. Записи о шлеме царя Сайтафарна были сделаны во всех мировых каталогах.

В 1903 году тиара была признана фальшивкой. Этому способствовали заявления нескольких ювелиров о том, что они видели работу над этим артефактом в мастерской ювелира Рухомовского в Одессе.

Поднялась газетная шумиха. По настоянию общественности Израиль Рухомовский прибывает в Париж.

Самое смешное, что он с трудом доказал свою причастность к этому шедевру. Никто не хотел верить скромному и застенчивому человеку. Не заходя в музей, он по памяти и взятым с собой старым зарисовкам, изготовил часть тиары, и был признан автором. Заказчика он так и не сдал, рассказав про господина-инкогнито, для личного пользования которого предназначалось ювелирное украшение. Мало ли как жизнь обернётся, может ещё придётся поработать. После чего ему была присвоена медаль третьей степени и он становится самым известным и модным ювелиром Парижа. У скромного Израиля жизнь удалась.

После этой аферы Шепсель Гохман прекратил свою бурную деятельность. А вот его брат, Лейба, продолжал работу по оболваниванию клиентов.

В результате раздутой шумихи сработал эффект рекламы. Из-за бешенного наплыва клиентов, желающих поглазеть на мировую знаменитость, доступ к тиаре был возможен только за дополнительную плату, не входящую в стоимость билета. Так что Лувр, по большому счёту, много не потерял. Дела тоже никакого не завели и никого не посадили.

P.S. На этом можно было бы и закончить, если не одна маленькая деталь.

Сделка века состоялась в день дурака 1 апреля. Браво Одесса.