В педагогическом училище на лекциях нам, будущим учителям, рассказывали, как важно постоянство в жизни ребенка. Методист привела простой пример из школьной жизни. У неё в классе был ребёнок, который был черезчур тревожным в новых изменившихся условиях. Он даже мог не усвоить материал урока, когда, например, уроки поменяли местами - русский язык был в расписании первым, а стал третьим. О больших работах учитель заранее его предупреждала, чтобы он на контрольных не растерялся.
Как-то мне это запало в память. Я тоже по возможности предупреждала детей об измениях в расписании, отсутствии урока, если знала причину, всегда поясняла.
И вот с таким тревожным мальчиком я встретилась в своём третьем выпуске. С ним тоже обсуждали возможные изменения привычного школьного уклада.
Вся эта тревожность и любовь к постоянству идёт из раннего детства. Я не скажу, что мои дети тревожны, но они тоже привыкли к одному распорядку, к изменениям привыкают по-разному, сломав привычный уклад, можно нажить себе проблем.
С самого рождения ребёнок привыкает к определённому режиму, к ближайшему окружению, к ритуалам, относящимся к приёму пищи, отходу ко сну, пробуждению. Когда какой-то элемент выпадает из сложившейся картины, возникает непонимание и тревога со стороны ребёнка.
На примере нашего младшего сына легко показать его "ритуалы". Если переодели в пижаму и дали соску, то отнесут в кроватку спать. При этом он будет очень активно всем подряд махать рукой, как королевская особа. Если видит, что на столе появляется его еда, то он бежит к столу и показывает, что будет сейчас есть. Полностью раздели, значит, будут купать, и он спешит в ванную комнату.
У старших их устоявшийся уклад жизни более сложный - они уже немного ориентируются во времени, их не проведешь. Они многое умеют делать сами и знают, когда это делать.
Например, у них есть ритуал укладывания на ночной сон. Вечерний туалет обязателен, а потом каждый выбирает книжку для вечернего чтения, лежим вместе в кровати и читаем. Потом разговоры по душам. Интересно же знать, что на уме у детей, что их тревожит и радует, с кем они дружат, и как прошёл их день. Иногда так лениво всё это делать, тогда я слышу упрёк в голосе среднего:
- Мам, я ещё не поговорил с тобой!
В идеале потом они пьют молоко/сок/воду и ложаться спать. Но это в идеале.
Ритуал есть и в саду. Уже больше месяца каждый день дети просят их перед заходом в садик сфотографировать у новогодней ёлочки на территории сада. У меня есть коллекция снимков, на которых видоизменяется только сугроб, являющийся опорой для ёлки. А в самом саду необходимо каждого ребёнка поцеловать и чётко сказать, когда за ним придут. Не важно кто придёт, важно, что после обеда или полдника. Также обыденно смотрятся протянутые руки ко мне и слова, что он будет очень-очень скучать.
Мы семьёй любим куда-нибудь съездить. Понятное дело, что уклад жизни в поездках меняется, но что-то всегда остаётся одинаковым, что позволяет детям чувствовать себя защищёнными.
Все изменения в ритме детской жизни мы стараемся обсуждать. Вчера средний собирался на танцы, пришлось объяснять, что каникулы начались опять в ансамбле. Почему иногда папа дома, когда он должен быть на работе. Тоже обговариваем папин прогул.
А какое бывает постоянство в просмотре одних и тех же мультфильмов. В начале самого длительного и первого домосидения весной 2020 года мы показали полнометражные мультфильмы нашим мальчикам. И как часто менялись мультики? Никак не менялись в течение нескольких недель. Изо дня в день просматривался "Король Лев" 1994 года выпуска. Отличный мультик, хорошая музыка. Но ежедневно! Я знала его наизусть, могла дублировать все диалоги Симбы, Пумбы и Тимона, могла подпевать всем песням. Дети играли в гиен и Шрама, в Симбу и Налу. Муж со мной разговаривал цитатами из мультфильма. Потом смотрели неделями "Кунг-фу панда", "Тайная жизнь домашних животных" и "История игрушек".
Есть свои пунктики у детей, что чем-то с ними занимается только папа, сказано папа, а другое занятие оставляют маме.
- Я звал только маму! Маму, я сказал!
Пусть в жизни детей будет побольше постоянства и спокойствия.