Я думаю, что те, кто связан с подбором персонала согласятся, что за последние 2 года рынок труда очень сильно изменился.
Многие заметили, что на рынке труда есть дефицит кадров и многие вакансии закрываются долго и сложно.
Что можно отметить в этой ситуации и расскажу о новых тенденциях на рынке труда:
1. Дефицит кадров в рабочих сферах строительства, услуг клининга, доставки, логистики, производства. Одно из следствий — это снижение потока мигрантов в Россию из стран СНГ. В некоторых сферах (например строительство) нехватка рабочих просто огромная.
В случае привлечения специалистов из регионов (в крупные города) заработные платы указаны так же выше, чем было это ранее. Например, у одного из моих клиентов эксковаторщики и дорожные рабочие зарабатывают 90 – 100 000 руб с обеспечением проезда и общежития.
2. Сильно пострадавшие сферы питания, туризма, развлечения и гостиничный бизнес были вынуждены распустить персонал. А сейчас набирают снова. И тоже ощутили нехватку персонала, так как для многих эти сферы стали не привлекательны и зоной риска. Кто-то готов переквалифицироваться и перейти в другие направления.
3. Я вижу сильную переоценку приоритетов у кандидатов. Ранее было важно официальное оформление, различные бонусы и уровень заработной платы. То сейчас фокус кандидатов сменился на моральное удовлетворение и гармонизация своей жизни. Сейчас от многих кандидатов я слышу запросы на гибридный график работы, частичная занятость, отсутствие постоянных переработок, возможность саморазвития и т.п. Кандидаты как будто более осознанно стали подходить к выбору вакансий.
4. Удаленный формат работы, гибридный график. Часть работы сотрудники могут выполнять удаленно и в период локдаунов это стало видно и так же видно, что работу удаленно тоже можно построить эффективно. Кто-то не хочет тратить время на дорогу, устает от дороги или могут больше времени уделить семье или своей работе. Является проблемой закрыть быстро такие вакансии как менеджер по персоналу, SMM, PR специалисты, маркетологи, проектировщики и т.п. И даже менеджеры по продажам не готовы работать в офисе. Но для многих вакансий работодатель не готов предоставить удаленку.
5. Уход в другие профессии и смена деятельности. Я вижу, что часть кандидатов готовы и хотят перейти в другую сферу. Сейчас стало большое количество вакансий в онлайн-школах, маркетплейсах где можно работать удаленно. И все эти профессии можно освоить, удаленно не выходя из дома. То самое и касается работы самозанятых (проектировщики, дизайнеры, рекрутеры, юристы).
6. Уровень зарплат значительно вырос. Во многих компаниях заработные платы остались на уровне 2019 года и с течением времени так и не менялись. В тех компаниях, в которых заработные платы не в рынке, сложно привлекать сильных профессионалов. Сейчас конкуренция среди работодателей высокая. Молодые специалисты запрашивают достаточно высокие заработные платы, а вот возраст 45+ не все работодатели готовы рассматривать.
Как работодателям реагировать на изменения на рынке труда, чтобы их бизнес продолжал быть успешным?
1. Понять тот факт, что сейчас условия диктует соискатель и имеет возможность выбора. И многие соискатели чаще выбирают комфортные условия труда: удобное расположение офиса, график (предпочтение удаленный формат или хотя бы гибридный), интересные задачи, микроклимат, соцпакет и т.д. Компании, у которых более привлекательные условия работы, быстрее находят профессиональных сотрудников.
2. Развивать HR-бренд. Это ваш пиар компании среди соискателей и работающих сотрудников. Когда о вас знают как о стабильной развивающейся компании, к вам хотят идти, а не бежать от вас. Относятся с доверием и скорее откликнуться на вашу вакансию, нежели пройдут мимо.
3. Ускорить процесс принятия решений по кандидатам при подборе. Никто из соискателей уже не хочет проходить по 3-5 собеседований и ждать месяц до получения оффера. Кандидаты не хотят проходить тестовые задания, они смотрят другие предложения и другие компании. В маркетинге и некоторых других областях кандидаты еще проходят, но какие-то небольшие тестовые задания. И не более. Отговорки работодателей, что нет времени для собеседования сейчас работают в ущерб самого же работодателя. Достойные кандидаты уходят в другие компании.
4. Улучшить процесс адаптации новых сотрудников, чтобы те не увольнялись из компании в период испытательного срока, чувствуя себя ненужными компании.
5. Пересмотреть уровень зарплат и системы мотивации в компании. Работодатели, которые предлагают зарплаты ниже рыночных, либо долго в поисках сотрудников (иногда до нескольких месяцев) либо вынуждены брать менее профессиональных.
6. Обратить внимание на кандидатов 45+, от которых работодатели часто отказываются. Сейчас на рынке труда наблюдается нехватка молодых специалистов. А кандидаты 45+ уже не те что раньше. Они и компьютер освоили и вполне стремятся следить за тенденциями и идти в ногу со временем.
Всем профессиональных работников и отличной работы!
Татьяна Калинина
Коуч, HR business partner
Подбор, оценка персонала
Построение HR отдела
Связаться со мной