Одним из старых районов Москвы, в котором «каждый камень историей дышит», является район Басманных улиц. Он образовался из известной с начала XVII в. Басманной слободы. Самый ранний документ, в котором упоминается Басманная слобода, датируется 1620 годом.
Современный Басманный район Москвы располагается в северо-восточной части Центрального округа. Басманный район в виде капли протянулся от Ильинских ворот Китай-города в восточном направлении.
Сегодня на территории района находится несколько станций метро, Курский вокзал, театры, музеи, более 30 церквей и много других достопримечательностей. Здесь протекает река Яуза со своими притоками: Ольховкой, Чечерой, Черногрязкой.
Через него проходили дороги в Троице-Сергееву Лавру, Владимир, Рязань, в ближние и дальние великокняжеские и царские сёла.
И понятно, что своим названием этот район обязан дворцовой Басманной слободе...
Басманная слобода
Итак, память о Басманной слободе сохранилась в наименованиях Старой и Новой Басманных улиц.
Здесь жили басманники. В исторической литературе есть несколько идей и предположений о том, чем же они занимались.
Так, согласно Толковому словарю В.И. Даля (том 1, стр.52), басманом назывался «дворцовый или казённый хлеб».
Так , в документе 1690 года читаем, что патриарху было подано «столового кушанья… десять басманов». Отсюда вполне логичным выглядит предположение, что басманниками могли быть дворцовые пекари. Но…
Но они жили совершенно в другом районе Москвы, на месте нынешнего Хлебного переулка. Сейчас это Пресненский район Центрального округа...
Более обоснованным представляется иное объяснение занятия здешних слобожан.
На Руси басмой называли тонкие листы металла (серебряные, медные, золотые) с вытесненным, вычеканенным рельефным рисунком, применявшиеся для различных украшений, в основном в качестве окладов для икон.
В жизни России и русских людей роль православия и таких его религиозных атрибутов, как иконы, была очень и очень значимой. Поэтому чеканщики по металлу были востребованы. Они, по мнению многих современных исследователей, и жили в этой слободе…
Нужно сказать, что Басманная слобода была одной из крупных дворцовых слобод Москвы. По числу дворов она уступала только Садовой, Барашской и Огородной.
Центром Басманной слободы была Сретенская церковь с приделом великомученика Никиты, известная с 1625 г. В 1722 г. в переписных книгах церковь значится уже как каменная. В 1751 г. было построено существующее красивое барочное сооружение (Старая Басманная ул., 16).
В конце XVII в. Басманная слобода стала расширяться на север. Появилась новая улица, на которой не позднее 1695 г. встала «новопостроенная» деревянная церковь Петра и Павла. Это были небесные покровители царя Петра.
Территория, находившаяся по соседству с Басманниками, называлась Новой солдатской или Капитанской слободой, иногда — Новой Басманной. Здесь указом царя были поселены военные.
По книгам иностранных путешественников, здесь, по соседству с Немецкой слободой, о которой поговорим в одной из следующих заметок, жили те иноземцы, кто при переходе на русскую службу принял православие …
Лучниковая слобода
Недалеко от Басманной слободы несколько поселений располагалось в пределах Белого города.
Современный Лучников переулок, расположившийся между нынешними Мясницкой и Покровкой, напоминает о Лучниковой слободе.
По одной из версий, здесь торговали луком. По другой — жили ремесленники, изготовлявшие метательное оружие — луки.
Центром слободы была Георгиевская церковь, «что в Старых Лучниках», упоминаемая как деревянная с 1625 г. и перестроенная в камне в 1693 г.
Храм был закрыт в 1932 году, снесены кресты, разобраны главы, барабаны и шатёр колокольни, заложен главный вход. В здании расположилось общежитие НКВД. Возвращён Русской православной церкви в 1994 году...
Блинники
Ещё об одной слободе — Блинниках напоминает церковь Николая Чудотворца, «что в Блинниках» (иногда она упоминается «что в Кленниках»), располагавшаяся в начале Маросейки. Предшественником этого храма являлась деревянная церковь Симеона Дивногорца, построенная в 1468 г. Иваном III.
В XVII в. его сменил деревянный храм Николая Чудотворца. Перестроен в камне к 1657 г.
Слободу населяли блинники — мастера, выпекавшие блины.
В древней Руси блины пеклись, как правило, в двух случаях — во время масленицы и поминок, являясь непременным их атрибутом.
Обычай справлять масленицу — неделю, предшествующую великому посту, был перенесен на Русь через Византию из древнего Рима, где встрече мартовских календ предшествовали дни поминовения усопших.
На Руси в старину первый масленичный блин всегда отдавался нищим на помин душ покойных …
Гавриловская слобода
Современный Архангельский переулок между Мясницкой и Покровкой был назван по располагавшейся здесь церкви Архангела Гавриила.
В её окрестностях находилась патриаршая Гавриловская слобода. Поскольку этот переулок в старину именовался ещё и Котельниковым, можно предполагать, что слободу населяли ремесленники.
Храм впервые был упомянут в 1551 г. и именовался церковью Гавриила Архангела «в Мясниках». В 1620 г. он именуется уже как «Гавриила Великого, что на Поганом пруде» и уже тогда был центром Гавриловской патриаршей слободы. С 1657 г. церковь упоминается уже как каменная…
С 1699 г. владения к северу от храма начинает скупать любимец Петра I Александр Данилович Меншиков. К 1705 г. на месте современного почтамта сформировалась усадьба Меншикова. В 1704 г. стоявший с нею каменный храм разобрали и к 1707 г. возвели новую постройку высотой 81 м. Она вошла в историю Москвы под названием Меншиковой башни.
Рассказывали, что вельможа выстроил этот памятник дабы затмить незадолго перед тем выстроенную знаменитую Сухареву башню.
К строительству башни-храма Меншиков привлек отечественных и иностранных мастеров. Общий надзор над работами был возложен на Ивана Петровича Зарудного. К нему под начало определили итальянцев, выходцев из Тессинского и Фрейбургского кантонов Швейцарии, приехавших в Россию в 1703 г.
Их руководителем был известный архитектор Доминико Трезини.
Через полгода Трезини был отправлен в Петербург. Вместе с ним работали ещё несколько архитекторов и «мастеров гипсовых и каменных дел». Возводила же церковь артель русских строителей — 23 каменщика из Костромы и Ярославля.
Несмотря на переезд в Петербург, Меншиков не оставил попечения о новой церкви. Правда, из-за петровского указа о запрете каменного строительства в Москве, довести до конца проект церкви не удалось. Поэтому храм закончили деревянным тридцатиметровым шпилем с золочёной фигурой ангела. В 1708 г. были установлены английские куранты и подвешены пятьдесят (!) колоколов.
Новая церковь вызвала пересуды у москвичей. Она оказалась на полторы «сажени» выше колокольни Ивана Великого (1 сажень = 7 английских футов = 84 дюйма = 2,1336 метра).
Но простояла церковь недолго. Во время грозы 14 июня 1723 г. она загорелась от удара молнии. Сначала занялся деревянный шпиль, потом огонь перекинулся ниже. Все 50 колоколов упали, проломив своды…
Так закончилось это предприятие всесильного вельможи. Лишь в 1770-х годах храм был приведён в порядок.
Кулишки
Древнейшим поселением являлось село Кулишки, располагавшееся в районе между Маросейкой, Покровкой и Солянкой, память о котором долгое время сохранялась в названиях церквей Петра и Павла, Трёх Святителей, Рождества Богородицы, Всех Святых, Кира и Иоанна, имевших одинаковые определения: «что на Кулишках»...
Исследователи считают, что своё название Кулишки получили от древнерусского слова «кулига».
А вот значений согласно словаря В.И. Даля великое множество. Это и мокрое, топкое место, и луг на берегу реки, и низменный берег, и расчищенная в лесу небольшая поляна, и болотные кочки и островки...
По преданию, именно здесь располагалось одно из сёл Степана Ивановича Кучки - суздальского боярина XII века, первоначального владельца сёл и деревень по реке Москве, в местах, где впоследствии был основан город Москва...
Подкопаево
Ещё одним древним поселением здесь было село Подкопаево. Память о селе сохранилась в названии Подкопаевского переулка и церкви Николы, «что в Подкопаеве».
Название этого урочища - Подкопаево, вероятнее всего, произошло от фамилии владельца двора поблизости, хотя в литературе есть и другие версии.
По одной из них, некий злоумышленник сделал подкоп под церковь, забрался внутрь, взял икону в драгоценном окладе и полез обратно, думая вынести её и нажиться. Но не тут-то было - всевышняя сила была настороже и завалила вора в сделанном им же подкопе...
Вторая версия объясняет название также подкопом, но на этот раз сделанным не для преступных целей. Здесь как будто находился карьер для добычи глины...
Впервые село Подкопаево упоминается в летописи под 1493 г. Тогда, когда во время московского пожара сгорел дворец в Кремле. 28 июля загорелась от свечки Николопесковская церковь, и от неё занялся пожар:
« буря велиа зело, и кинуло огонь... И многа тогда людем скорбь бысть: болши двоюсот человеко згорело людей, а животом безчис-ленно выгоре, а все то погоре единого полудня до ночи, а Летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал».
Иван III вынужден был поселиться «у Николы у Подкопаева под конюшнею в крестьянских дворех». И главным здесь был храм Николы Чудотворца. Здание церкви было каменным уже в 1629 г.
Глинищи
Спасоглинищевский переулок был назван так по церкви Спаса, «что в Глинищах». Церковь была разрушена в 1931 году ...
Впервые в сохранившихся источниках Глинищи упоминаются в духовной грамоте-завещании от 1460 года Адриан Ярлыка — старца Симонова монастыря...
Название этого поселения достаточно прозрачно. Здесь жили глинники - мастера, изготовлявшие кирпичи и глиняные гончарные изделия.
Колпачная слобода
Колпачный переулок, как полагают, был назван по Колпачной слободе, где жили ремесленники, делавшие колпаки.
Ныне под этим словом, имеющим татарское происхождение, понимают головной убор. Но в древности первоначально так именовали высокую суживающуюся кверху шапку с узким меховым отворотом и с одной или двумя прорехами, к которой прикреплялись пуговицы и запоны.
Делались колпаки из дорогих материй, преимущественно бархата «червчатого», и украшались жемчугами и другими драгоценными камнями. Носили их московские князья.
Колпаком также называли воинское наголовье, состоявшее из венца или околышка и навертья или высокой остроконечной тульи.
Иногда для защиты щек, затылка и плеч к этому наголовью прикреплялась кольчужная сетка, застегивавшаяся у шеи или на груди запонами. Позднее этим словом стали обозначать головные уборы простонародья.
Хохловкa
Недалеко находятся Хохловские переулок и площадь, которые напоминают о существовании здесь Хохловки, поселения украинцев.
Здесь они селились с начала XVII в., ещё до воссоединения Украины с Россией. Здесь в XVIII веке стоял двор гетмана Войска Запорожского обеих сторон Днепра — Ивана Мазепы.
Церковь известна с 1625 г. и была перестроена в камне к 1657 г.
Котельники
Церковь Успения Богородицы «в Котельниках» на углу нынешних Покровки и Потаповского переулка свидетельствует о наличии здесь слободы котельников, изготовлявших по мнению П.В. Сытина котлы для варки пищи.
Деревянная церковь известна с 1511 г. В 1652 г. была перестроена в камне. Разрушена в 1936 году ...
Ремесло котельников требовало использования открытого огня и поэтому их поселение располагалось на окраине города.
Но с расширением городской территории слобода оказалась внутри жилых кварталов. Котельники, очевидно, вынуждены были перебраться за Яузу, где ныне известны Котельнические переулки и набережная.
Огородная слобода
Другие слободы расположились между современными Бульварным и Садовым кольцами. Между нынешними Мясницкой и Покровкой располагалась дворцовая Огородная слобода, обитатели которой занимались выращиванием различных овощей.
Из них наибольший спрос имели капуста и огурцы. Из других овощей наиболее распространенными были морковь, лук, чеснок, редька, свекла. Из фруктов популярными были яблоки.
Несмотря на суровость московского климата, для царского двора местные огородники выращивали в «содилах» (парниках) арбузы и дыни...
Память о слободе сохранилась в названии переулка Огородная слобода. Слобода была одной из самых больших в Москве.
Главным приходским храмом здесь была упоминаемая в источниках с 1625 г. церковь святого Харитона Исповедника, по которой получили названия Большой и Малый Харитоньевские переулки.
Церковь была закрыта после 1929 года и разрушена в 1930-е годы. На её месте было построено типовое здание советской школы.
Из-за больших размеров поселения в слободе существовала и другая церковь — Трёх Святителей, «что в Старых Огородниках», документально известная с 1635 г. и перестроенная в камне к 1680 г.
Церковь была снесена в мае 1928 года с демонтажём Красных Ворот...
Барашёвская слобода
Несколько больших дворцовых слобод находились южнее Покровки. Барашёвская слобода дала название Барашёвскому переулку.
О занятиях, населявших её барашей долгое время шли споры.
В конце концов выяснилось, что барашами назывались княжеские и царские слуги, возившие в походах шатры и раскидывавшие их в поле для царского отдыха.
Об этом стало известно по упоминанию в грамоте от 18 января 1615 г., направленной в Пермь, где царём предписывалось отыскать и возвратить в Москву тяглецов этой слободы, покинувших первопрестольную в тяжелую пору Смутного времени начала XVII в.
В ней говорится:
«От царя и Великого Князя Михаила Федоровича всеа Русии, в Пермь Великую, Лву Ильичу Волкову да дьяку нашему Ивану Митусову.
Бил нам челом Борашныя слободы староста Иванко Корцов и во всех борашей место, а сказал: от Московского де разоренья служат они нашу шатерную службу в наших походех и тягло тянут досталными людми, которые остались после разоренья на Москве, а товарыщи де их многие от Московского разоренья сьехав живут в далних городех, а к Москве не идут и тягла с ними не тянут, и они де, отягивая их, одолжали великими долги»..
Документы отмечают в Барашевской слободе две приходские церкви: Воскресенскую и Введенскую.
В переписной книге деревянная церковь Воскресения в Барашах упоминается, начиная с 1620 года.
Вторая церковь вошла в историю Москвы тем, что при ней в 1660-х годах действовала одна из первых известных нам московских школ, которую на свои средства устроил местный священник И. Фокин.
По некоторым сведениям, до поселения барашей здесь существовала небольшая Ильинская слободка.
Казённая слобода
Два Казенных переулка (Большой и Малый) хранят память о Казённой слободе, располагавшейся с правой стороны Покровки.
В древней Руси «казной» называли запасы всяких вещей, драгоценных камней, денег и т.п. Отсюда выражения: казна домовая, казна постельная, казна золотая, казна серебряная и проч.
Чаще всего это слово употреблялось по отношению к великокняжеской, а затем и царской казне. Ею заведовал казначей, а затем Казённый приказ, впервые упоминающийся в 1578 г.
Сама казна помещалась в Кремле, в подклете Благовещенского собора.
Кладовые под собором сохранялись очень длительное время, вплоть до начала XX в. Поскольку значительной частью казны являлись меха, различные наряды и другие ценные вещи, становится понятным, что в распоряжении Приказа находились скорняки, портные и другие мастера. Они также готовили меха и шубы для посылок в качестве подарков, отправлявшихся вместе с русскими посольствами в иностранные государства.
Основное население слободы составляли дворцовые служители, хранившие различного рода дворцовое имущество.
В конце улицы стояла её главная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, чьё каменное здание известно по документам с 1620 г.
Казённая слобода являлась одной из самых крупных в первопрестольной. Поэтому здесь существовал второй приходский храм.
Это была церковь апостола Якова, упоминаемая как деревянная с 1625 г. и перестроенная в камне в 1676 г. Каменная церковь иногда именовалась «что в Хлебниках в Казенной слободе». Сейчас это действующий православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии. При храме действует воскресная школа для детей и молодежи.
Сыромятники
Ещё несколько слобод находилось уже за пределами Земляного города. Названия Верхней и Нижней Сыромятнических улиц, одноименных переулков, проезда и набережной напоминают о существовании здесь Сыромятников — слободы кожевников.
В Москве кожевники расселялись в нескольких местах.
Так, в Замоскворечье, на правом берегу Москвы-реки поселились овчинники (выделка овчинных шкур), а на правом берегу Яузы сыромятники (шорники), давшие название этой местности.
Центром слободы считалась приходская Троицкая церковь, стоявшая на углу Верхней Сыромятнической улицы и Сыромятнического переулка.
Здесь она простояла до лета 1933 г., когда была снесена...
В производственном цикле кожевенного производства сыромятники выполняли первичную выделку шкур пушных зверей. Процесс выделки был довольно длительным и очень непростым. Коротко он выглядел следующим образом.
Шкуры пушных зверей предварительно размачивали в воде, после чего мяли и обрабатывали специальным ножом. Очищенные от сала шкуры распрямляли и посыпали овсяной или ржаной мукой, а затем клали их в квасильный чан и поливали слабым рассолом. Квашение продолжалось от 4 до 6 дней.
В течение этого времени каждый день шкуры вынимали, мяли голыми ногами и прибавляли в чан свежей муки. Размягченные шкуры полоскали в чистой воде и снова очищали. После чего их опять мяли.
Для устранения остававшегося жира их «мясная» сторона натиралась мелом. После чего шкуры выколачивали, проветривали и расчесывали шерсть ...
На этом закончим наш короткий экскурс в историю района Басманных улиц...