Не сказано, потому как всякий из нас был в этом времени — времени страны Советов. Был своею жизнью, жизнью своего отца, деда, прадеда… Был, потому не свободен от непредвзятого взгляда на советское время.
Правда о советских людях будет высказана, когда кто-то, не оглядываясь на происшедшее с его собственной семьей (когда время исцелит раны), но с пристрастием и любовью к своим великим предшественникам — людям страны Советов — попытается вслушаться в их чаяния, всмотреться в их подвиги и отдать им должное в истории России и всего человечества.
И вот тогда увидят потомки советских людей, увидят русские люди, как мечтали и дерзали строить мир справедливости люди первых лет Советской власти, как гибли они в беспамятно-безжалостной схватке на фронтах Гражданской войны, как строили они заводы и фабрики на бескрайных просторах страны в предвоенные годы, как побеждали они в Великой Отечественной, как восстанавливали они свою страну в послевоенные годы, как они первыми вышли в космос, как они хотели верить в восьмидесятых, что впереди их ждет общее счастие людей на планете Земля…
Свершать революцию 1917 года могли только отчаявшиеся в своем правительстве и грезившие всеобщим счастием русские люди. Им, с мечтой о недостигаемом и потерянной верою в своего царя, свое отечество, свою веру, было по силам рвануться в неизведанное и себя положить на алтарь жертв революции.
Они только и могли победить на фронтах Гражданской войны. Они, потому что на их стороне была правда того времени. ...
И это поняли многие из тех русских людей, кто по своей воле или по другим основаниям сражался с ними на полях Гражданской. Поняли и оступились от них, признав их право строить новую Россию.
Эти люди стали людьми страны Советов. Советская идея родилась в их сознании — сознании русских людей — как глубоко близкая им идея воссоединения людей труда, людей соборных, людей готовых к жертвенности, людей, призванных снять нестроения мира сего и объединить его своею любовью.
С великой доверчивостью и стойкостью вступили советские люди на избранный ими путь служения истории и человечеству.
Эти только люди могли к сороковым годам построить армию и экономику, способные выдержать натиск Германии и ее союзников, выдержать и победить.
Оставим без обсуждения проблему политического режима страны Советов. И не потому, что разделяем точку зрения многих современных политиков о нем (о режиме). Оставим потому, что всякая политическая организация, как это всегда является в истории, не сопоставима с ее субъектом — народом.
Власть в большинстве случаев следует лишь видимому ею в границах ее исторического времени. Следует и рано или поздно уходит в небытие как временная реалия.
Народ же следует своей исторической миссии и остается в истории. Потому власть заслуживает уважения или осуждения. И не более того. Народ же творит историю. И потому он всегда безмерно больше и важнее своей политической организации. И его судить если и следует, то по вкладу в свою и мировую историю, по вкладу в будущее всего человечества.
В сороковые годы советские люди практически в одиночку приняли удар самого страшного врага в истории человечества — удар фашистской Германии. Ни один народ, ни при какой власти, этого удара бы не выдержал.
Европейские страны фактически отсалютовали Гитлеру, надеясь на снисхождение германского диктатора. Советский человек не сдался. Он начал сопротивляться и предпочел умирать, со славою или без славы, но не служить своему врагу. Советские люди остались людьми русскими. Советское в них не убило русское. Советское в них в годы войны еще в большей степени открылось русскому.
Советский солдат спас свою страну. Спас Европу и мир. Советский солдат защитил мир от фашизма. В этом его миссия в XX столетии.
И в послевоенные годы советскому человеку пришлось потрудиться для всего человечества. Потрудиться для всего человечества означало для него — и для человечества — построить царство справедливости — социальной — на земле, среди нас. И пытались это осуществить советские люди. Потому и слетали они первыми в космос. Потому и освоили они пространства своей Родины (целина, север и пр.). Потому и смогли они противопоставить мощь своей Родины странам капиталистического лагеря. ...
И в 80-е советские люди хотели верить, что их усилиями мир станет другим. Станет добрее, справедливее, чище. Верили, потому не искали себе лучшей жизни. Но искали себе нового дела. Новых для себя форм социального бытия. Искали и… наткнулись на Горбачева и Ельцина. Наткнулись и растерялись. Именно растерялись. Растерялись, потому как привыкли воевать с открытым врагом, тем, кто, не скрывая своих целей, нападает и уничтожает свою жертву. Бороться с либеральной идеей было куда как сложнее, чем с внешним врагом. Потребовались новые знания и умения. К этому, следует признать, советский человек не был готов. И он был не свободен от уязвимых черт, и он к восьмидесятым годам расслабился, предпочел тихо пожить в тени своих великих предшественников.
Начался исход советских людей из своей страны. И страна сузилась до крайности, ибо многие и многие ее верные сыны покинули ее (растерялись и сгинули в небытии). И плохо стало в стране. Перестали петь песни, перестали верить в хорошее, перестали вместе жить люди...
В наши годы советское обретает свое бытие в социальной и культурной сферах России. Обретает, конечно же, в измененном качестве. История не идет вспять. И это хорошо. Хорошо прежде всего для тех, кто молод. Кому хочется жить и кому хочется верить в хорошее.
Советская история закончилась. О ней еще будет сказано пристрастное — верное слово. И оживет в нем подвиг и драма советских людей, оживут их к всечеловеческому обращенные мечтания и мысли…
(отрывок из новой книги А.А. и П,А. Гагаевых "Русская идея: пределы и дали")
Книга вышла в нашем издательстве, ее можно купить в интернет-магазине Лабиринт или в издательстве по специальной цене.
Сообщество издательства "А-проджект" ВКонтакте
Все права защищены. При использовании ссылка на первоисточник обязательна.