Найти в Дзене
Зинаида Пронченко

Рецензия на «Аллею кошмаров»: фильм Гильермо дель Торо о бесконечной тьме в нашей жизни

Кадр из фильма «Аллея кошмаров»
Кадр из фильма «Аллея кошмаров»

Самую интересную рецензию на «Аллею кошмаров» написал мой коллега Дмитрий Комм (приглашаю вас с ней ознакомиться). Ну а я просто скажу, что Гильермо снял 13 лучший фильм года (у многих, в том числе и у меня за 2021 набралась дюжина). И роковая цифра, конечно, не случайна.

Время от времени каждый уважающий себя режиссер замахивается на нуар. Это вечный жанр, как вечна тьма. Тьма регулярно накрывает (не)любимую нами планету, главное наше путешествие — на край ночи — зачастую оно также происходит во тьме. И потом тьма — это красиво. Как, допустим, картины Сулажа. Вопрос лишь в том — кто, когда и где поставит во тьме ту единственную, необходимую человечеству белую точку.

Гильермо дель Торо, кажется, посчитал нужным в 2021 году её не ставить совсем. Точка — это конец предложения. И она тоже черная.

— Вы думаете, что надежду можно купить? — спрашивает Брэдли Купер у Ричарда Дженкинса.

— Не хочу быть грубым, но, да, — отвечает Дженкинс, чью совесть не в состоянии даже убаюкать белый снег. В «Аллее кошмаров» он идет, не переставая. Настоящие белые снеги, вестники бескрайней тоски.

— Что с тобой случилось? — опять спрашивает Брэдли Купер у Кейт Бланшетт, обнажившей среди роскоши ар деко арт брют шрам на груди.

— Жизнь, — отвечает Кейт. Жизнь никакими шелками от Нормана Хартнелла не задрапируешь.

Кадры из фильма «Аллея кошмаров»
Кадры из фильма «Аллея кошмаров»

Долгие годы Гильермо снимал про то, как страшно по ночам, когда птицы умолкли в саду, когда тревожный сон глаза смыкает.

С «Аллеей кошмаров» он отбросил сказочные условности, всякую мистику, день порождает еще больших чудовищ чем ночь. И никакого секрета тут нет.

— Кто он, человек или зверь? — вопрошает Уиллем Дефо, ярмарочный генерал, сделавший из одного несчастья потеху для всех.

Он, как и мы, умное животное, с которым случилась жизнь, рано или поздно она отнимает разум. Рано или поздно быть обманутыми стремятся все. Ибо реальность невыносима, в первую очередь отсутствием замысла и даже божественной насмешки.

Значит, нуар. Значит, тьма. И только Тони Колетт, по имени Зина, выживет в этой тьме. Нет, она не любовница, совсем не светлым чувством она вооружена. Просто в отличие от остальных, она не maybe person. Она знает, что все самое плохое случится точно. А не может быть.

В финале герой Купера, которому точно нужно дать Оскар, смеется от эсхатологического восторга, он был рожден, чтобы страдать. Ну так пусть хоть кто-то его страдания заметит — во тьме кинозала. Та самая белая точка у Сулажа, это свет экрана у Гильермо.

Рано или поздно обманываться рады все.