Вышедший в 2021 Kid A Mnesia является компиляцией песен с легендарного Kid A и его продолжения, Amnesiac. Помимо этого, переиздание включает в себя третий диск со студийными материалами времён записи этих альбомов. Отмечает выход Kid A Mnesia 20- летие выхода именно Amnesiac, а не Kid A. Новых песен здесь всего две- выпущенные в виде синглов "If You Say The Word" и "Follow Me Arround", причем обе были написаны ещё до выпуска Kid A. Ремастера треков оригинала в переиздании мы также не получили, а треклист третьего диска состоит в основном из альтернативных версий старых песен. В этой статье мы разбираемся, стоит ли релиз 2021 года внимания, чем примечательна пластинка 2001 года, и для чего нам нужен Kid A Mnesia сегодня.
Начнем с того, что рассмотрим поближе, что именно нам приготовило переиздание классических альбомов Radiohead. Ремастера треков с Kid A и Amnesiac здесь нет, но так ли он нужен, учитывая, что эти две пластинки определили развитие целого пласта музыки на многие года вперёд? Можно бесконечно говорить, что группа опередила время, но ведь запись действительно звучит хорошо и сегодня.
Кроме того, объем работы, выполненный Radiohead в рамках студийных сессий начала нулевых, недооценить сложно. К примеру, одна из наиболее традиционно звучащих песен того периода, "Knives Out" записывалась в течение 373 дней. Что уж говорить об основном наполнении альбомов, соответствующего новаторскому, а значит и неизведанному для группы курсу.
Kid A и Amnesiac- поражающие воображение образцы даже не столько композиторского, сколько звукорежиссёрского искусства, и во многом из за этого идея о потенциальном ремастере в 2021 кажется непростительным кощунством. Учитывая то колличество дублей, которое было опробовано, число различных версий одних и тех же песен, вряд ли музыкантам удалось бы найти сколь- нибудь лучшие решения даже сегодня. Кстати, как раз пришло время поговорить об этих самых версиях.
Третий диск переиздания, Kid Amnesiae включает в себя не вышедшие на альбомах черновые работы. На момент релиза Kid A, Radiohead не выпустила синглов и не использовала никаких средств для раскрутки альбома. Вместо этого песни, дополненные короткими роликами, были выложены на специальный сервис для ознакомительного прослушивания, новое тысячелетие все таки.
Разумеется, альбом сразу же был похищен пиратами и выложен в открытый доступ. Это, правда, нисколько не уменьшило его продажи. Может это ещё одна причина, по которой группа с пиратами особо и не боролась. Какие то демки и отдельные фрагменты треков в то время часто сливались в сеть под видом новых альбомов. А буквально несколько лет назад, группа и сама выложила аж 17 часов своих черновиков.
Kid Amnesia также даёт заглянуть на внутреннюю кухню Radiohead, рассмотреть срез их песен во времени. Новые версии би- сайдов с Amnesiac- "Fog" и "Fast Track" смотрятся интересно, жаль, что их только два.. было бы здорово увидеть здесь "Cuttooth". Хорошо иллюстрирует вечное сомнение и творческий поиск Radiohead композиция "Morning Bell", различные воплощения которой встречаются здесь аж трижды: две версии в оригинальных альбомах и ещё одна в Kid Amnesia.
Занятно выглядит альтернативная версия "Pulk/Pull Revolving Doors"- здесь на фоне электронного бита всплывает вокал одной из любимых песен группы, "True Love Waits". Музыканты исполняли ее на концертах ещё в 90- х, после, его выпустят в студийном качестве аж на Moon Shaped Pool, 2016. Интересно наблюдать, как Radiohead вынашивает десятилетиями некоторые из своих песен. Вот и новая свежая "Follow Me Arround", записанная Томом Йорком в соло, игралась на концертах ещё во времена первых крупных туров группы.
В общем, если вы хотите лучше понять историю создания Kid A и Amnesiac, приблизиться к атмосфере этих адских студийных сессий, изучить ретроспективу развития творчества группы и представить процесс создания композиций, то третий диск может оказаться полезным. Однако, переоценить его сложно- это скорее бонус, самостоятельного и уникального материала здесь мало, скорее все это представляет интерес в контексте содержания Kid A Mnesia. Разумеется, переиздание представляет ценность в основном подходом к выбору этого содержания.
Почему Radiohead включили в переиздание именно такой контент, в чем здесь смысл? Ещё в момент выхода Amnesiac, через 8 месяцев после Kid A группа задумалась над выпуском пластинок в виде двойного альбома,.. и сразу же отказалась от этой затеи. Коллектив того времени посчитал это слишком уж мегаломанским и пафосным жестом, а это противоречило их стремлению порвать с вездесущим рокизмом, которому они со своим OK Computer сами невольно и потворствовали. Radiohead тогда были поглощены желанием уничтожить свой облик, а также стереть все устои и костные взгляды, все, с чем они могли вообще ассоциироваться.
И все это ради искусства, разумеется. Приходящий в то время с огромным трудом поток креатива, вылился аж в два альбома, по своему крутых и индивидуальных. Radiohead не хотели их соединять и настаивали, что Amnesiac- важный, самодостаточный альбом, а не какие то огрызки Kid A. Но вышло как вышло, и Amnesiac остался для многих людей лишь тенью своего старшего брата. Конечно, Kid A, вышедший в 2000 отделил целую эпоху как для группы, так и для истории, стал монументальным, возможно более, чем это создателями планировалось.
Но зачем же нам тогда Kid A Mnesia сегодня? Все ради того, чтобы в очередной раз поговорить о Kid A? Навряд ли, ведь они могли выпустить юбилейное издание ещё в 2020. Думаю, под узнаваемыми с первого взгляда тайтлом и обложкой, Radiohead хотели пронести историю того периода и привлечь чуть больше внимания к Amnesiac. Альбом остался без должного внимания в свое время, что удивительно, учитывая негодование аудитории по поводу отсутствия «лучших» песен того периода на Kid A. А эти песни оказались как раз на Amnesiac.
Это более конвенциональные и привычные по звучанию треки, которые приглянулись слушателям еще до выхода альбома: «Pyramid Song», «You And Whose Army?» и, конечно же, главный любимец публики, «Knives Out». Однако, в остальном Amnesiac удивляет порой даже более смелыми опытами, чем ее предшественник. «Like Spinning Plates» с ее дважды реверсированной дорожкой голоса, соединение эмбиента с вокалом и струнными в «Dollars & Cents» и совсем уж неожиданный и безумный шаг в сторону духового джаза 40- х на «Life In a Glasshouse».
Вообще, Amnesiac включил в свое звучание огромное количество музыкальных течений, в отличие от строгой и сдержанной электроники Kid A. В сравнении с его концептуальной строгостью Amnesiac получился куда более эклектичной и пестрой вещью. Для знатоков и меломанов его содержание может стать приятным челенджем, тестом на эрудицию и заодно приятной экскурсией по истории музыки. Для же рядовых слушателей пластинка станет отдушиной после холодной и насквозь синтетической энергии Kid A.
Подводя итог скажу, что переиздание 2021 года заставило меня взглянуть на работы Radiohead под новым углом о многом задуматься и кое что вспомнить. Например, мыслей о том, как может быть хорош Amnesiac, мне особо раньше не приходило. Так что, скорее это стоило того, чем нет.
В этой рецензии я практически ничего не сказал про Kid A, но это и правда слишком объемный топик для этой статьи. Альбом уже и так вызвал вокруг себя огромную волну хайпа, соответствующую больше его значению в контексте современной культуры, чем непосредственно его содержанию- говорить об этом лишний раз не хочется.
Слушатели сразу же после выхода Kid A разделились на тех, кто признавал работу новой классикой, и тех, кто решительно не понимал предательства рок музыки последней рок группой ХХ века. Все же, что нужно знать о величайшем альбоме сейчас, так это то, что он соединил гитарную музыку с электронной так, как никто до него. Если вы вдруг пропустили это событие, сейчас самое время взять в руки Kid A и увидеть, как музыка последних 20 лет продолжала тенденции, заложенные этой глыбой в фундамент нового миллениума.
#музыка