Как Копенгаген стал экспортером стиля, который полюбился во всем мире.
Марафон Недель моды набирает обороты: после парижского кутюра стартовала Неделя моды в Копенгагене, популярность которой в последние несколько лет подчеркнула возросший интерес к локальным модным культурам. Напоминаем, почему с 1 по 4 февраля необходимо прильнуть к экранам и внимательно следить за всем происходящим на подиумах Copenhagen Fashion Week осень–зима 2022/2023.
У мифической парижанки, недостижимо модной и элегантной, на наших глазах появилась конкурентка — девушка из Дании. Она любит легкую небрежность и многослойность в одежде, в ее гардеробе есть и мужские, и женские вещи, она неспешно ужинает при толстобоких свечах за инстаграмно сервированным столом, а ее увлечение модой имеет лишь одно ограничение: оно не должно мешать ей передвигаться по Копенгагену на велосипеде.
Еще недавно за скандинавский стиль отвечала в первую очередь Швеция с ее минимализмом, монохромом и комодами Billy из IKEA, но в последние годы на первый план вышла Дания. На копенгагенскую Неделю моды (совсем молодую, ей всего 14 лет) стали слетаться редакторы ведущих мировых изданий, которые отмечали: в отличие от Нью-Йорка, Милана, Парижа и Лондона наряды гостей тут — как и коллекции локальных брендов — пригодны к нормальной жизни и честны. В мировых столицах моды крутятся слишком большие деньги, Дома-тяжеловесы одевают знаменитостей и блогеров-миллионников в свои тотал-луки, из-за чего стритстайл превращается в копию лукбуков. Красиво, но — вздыхают модные редакторы — никакой индивидуальности и креатива. Зато в Дании девушки по-прежнему одеваются по своему вкусу. И вкус у них что надо — доказывает регулярно пополняющийся список новых имен в аккаунте @scandimuses.
Кто есть кто
Самый влиятельный датский модный блогер — Пернилле Тейсбек
(@pernilleteisbaek, 1,2 млн подписчиков). Модель, стилист, редактор, в 2012-м она, как и многие, завела собственный блог. Потом обосновалась в инстаграме. В 2016-м выпустила книгу о том, как одеваться по-скандинавски, и, наконец, вместе с Ханной Леффе создала инфлюенсерское агентство Social Zoo (в марте 2020-го оно приостановило работу из-за ковида, но к этому времени в портфолио у Social Zoo уже были контракты с Prada, Gucci, Net-a-Porter и работа по продвижению копенгагенской Недели моды на мировой арене). В своей книге Dress Scandinavian Пернилле постулирует принципы «медленной моды», предлагая делать ставку на вещи, которые хорошо комбинируются друг с другом и будут модными не один сезон. В ее представлении это уже не тельняшка, а пиджак мужского кроя, и не бежевые лодочки, а кроссовки (это они сейчас подходят ко всему!).
Впрочем, стиль Пернилле достаточно сдержанный по сравнению, например, с образами Эмили Синдлев (@emilisindlev), ведущего инфлюенсера Social Zoo: эта девушка обожает яркие цвета и принты. Еще один блогер из Дании, в инстаграме которого сплошь неоновые костюмы с бра, — Эмма Молдт (@emmamoldt), а за легкие платья на тонких бретелях в сочетании с грубыми ботинками отвечает трогательная блондинка Эмилия Силберг (@emiliasilberg). Модные редакторы и блогеры Жанетт Мэдсен (@_jeanettemadsen_) и Тора Валдимарс (@thora_valdimars) продвигают тему вечеринок из 1980‑х, которые у них ассоциируются с блестящими платьями и рукавами буф. Они же запустили в партнерстве с универмагом Birger Christensen бренд Rotate, который оказался очень успешным: первая коллекция платьев с теми самыми рукавами буф, лаковых курток и сексуальных мини из экокожи была распродана за три месяца; в нарядах марки были замечены модель Эльза Хоск и могущественный инфлюенсер Кайли Дженнер. Где искать чисто скандинавский сдержанный минимализм в ахроматической гамме? В инстаграм-лентах Софии Роэ (@sophiaroe) и Жозефины Хаанинг Дженсен (@josefinehj).
Датские бренды
Вкус и чувство стиля датчанок не стали бы нарицательными, если бы в родной Дании не оказалось брендов, которые шьют вещи в близкой по духу эстетике: красиво, понятно (но с вниманием к необычным деталям) и для всех, а не только для нордических блондинок с фарфоровой кожей. В 2018 году выстрелил Ganni, который в далеком 2009-м основали Дитте и Николай Реффструп. В их разноцветных мохеровых свитерах вышли модницы Вероника Хейлбрюннер и Леандра Медин, а в оранжевом платье с запахом — сама Бейонсе. Ganni переосмысляют обычные элементы одежды, помещая их в непривычный контекст: огромные воротнички гимназисток оказываются на кожаных платьях, викторианские рукава и блузы сочетаются с рыбацкими сапогами. Даже леопардовые платья Ganni выглядят не как китч, а как примета «интеллектуальной» моды, перерабатывающей прошлое в лучших традициях постмодерна.
Примерно в то же время прославился и датский бренд Saks Potts, чьи цветные кожаные пальто с меховым воротником носят Леди Гага, Кэти Перри, Белла Хадид и Карди Би. Основу сезонных коллекций бренда Барбары Поттс и Катрины Сакс обычно составляют шубы, но дизайнерский дуэт постепенно расширяет ассортимент, при этом, однако, стараясь ограничивать серии двумя-тремя десятками новых вещей и отправляя на производство только те модели, которые хотели бы носить сами.
Еще одна любимица модных редакторов и стилистов — Сесилия Бансен, выпускница британского Королевского колледжа искусств и финалистка конкурса молодых дизайнеров LVMH Prize. Она основала в родном Копенгагене бренд романтичных платьев в эстетике «Пикника у Висячей скалы» и «Девственниц-самоубийц» имени себя. Ну и наконец, отдельного упоминания заслуживает марка Stine Goya, работающая с принтами и жизнерадостными сочетаниями цветов.
Почти все датские бренды придерживаются принципов экологичности и этичности, выпускают не больше двух коллекций в год и имеют относительно гуманный ценник — по крайней мере для люксовых платформ, на которых они продаются (например, вещи Rotate стоят 250–560 долларов). «Конечно, приятно видеть наши платья на суперзвездах уровня Бейонсе или Рианны, — говорит Дитте Реффструп, совладелица и креативный директор Ganni. — Но ничуть не меньше я радуюсь, когда встречаю на улице обычных девушек в нашей одежде. Ну а если говорить о продажах, то, по моим наблюдениям, на них влияют не инстадивы с многомиллионной аудиторией, а скорее микроинфлюенсеры: им больше доверяют».
Микроинфлюенсеры в переводе с языка маркетинга на человеческий — это девушки с количеством подписчиков от одной тысячи до двухсот: как раз те самые датские блогеры (кроме Пернилле Тейсбек и Эмили Синдлев — они уже полноценные знаменитости). А также сестры-блогеры из Калифорнии Молли (@accidentalinfluencer) и Риз Блатштейн @double3xposure — она уже на полпути из микро- в макро-), архитекторы, студентки и другие «реальные девушки», которые отметились под хештегом #gannigirls. В этом, кажется, и есть причина успеха датского стиля: внимание к любой женщине, ее комфорту и желанию экспериментировать. Датчане уже продали нам хюгге, так что и платье с гигантским воротником мы, конечно, берем.