Итак, я приступаю к рассказу о третьей вершине любовного треугольника, который не давал покоя нескольким поколениям императорского дома Романовых.
Если послушать исторические сплетни, в эпоху после Великой Екатерины чемпионкой по адьюльтерам была супруга Александра Первого императрица Елизавета Алексеевна. Имела в браке двух дочерей, и обеих от любовников. Словом, родила царица в ночь не то ...
О происхождении первой дочери, Марии Александровны, Мышки, я писала в первой части статьи. Напомню, я не верю в то, что осторожная умница Елизавета могла пойти на измену супругу, тем более, родить ребёнка, возможного наследника престола, не от супруга.
Дочь умерла, прожив немногим больше года, и вместе с ней были похоронены все сомнения.
Елизавета мучительно переживала потерю. Чугунная императрица Мария Фёдоровна подливала масла в огонь: мало того, что именно она распускала слухи о неверности Елизаветы, она ещё и всячески пыталась оттеснить невестку от мужа и от трона. Александр не был любимцем вдовствующей императрицы, в отличие от обожаемого ею Николая, она не была особенно близка со старшим сыном, воспитанным бабушкой, великой Екатериной. Молчаливое согласие Александра на убийство её мужа, императора Павла, лишь усугубило трещину в отношениях между матерью и сыном. Не то, чтобы Мария Фёдоровна очень любила мужа, но очень любила власть. Твёрдый авторитарный характер Чугунной императрицы не давал ей замкнуться в роли вдовы и матери, ей хотелось вершить судьбы. Бездетность сына - императора её устраивала, ведь в этом случае её любимый Николай получал шанс взойти на трон. На Константина с его причудами и странностями как на императора уже тогда никто всерьёз не смотрел.
Елизавета посвятила свои одинокие годы образованию и благотворительности. Она оставалась верным и очень близким другом своего мужа. Красавица Нарышкина могла дать императору страсть, но была не способна на духовную близость. Ссоры и глупые выходки Марии Антоновны муж переживал в гостиной императрицы, готовой понять и утешить мужа. Фаворитка была у каждого императора, и это была часть игры, а императрица всегда играла по правилам. До определенного момента.
Обнаглевший Наполеон вовсю теребил Европу, в воздухе витала тревога. Император во главе армии отправился на войну, исполняя союзнический долг перед Австрией. Столица опустела - в городе остались лишь гвардейцы охраны и те, кто не мог по каким-то причинам пригодиться на поле боя. Штабс- ротмистр Кавалергардского полка Охотников был и тем, и другим. Он не поехал на войну из-за слабого здоровья, и потому что состоял в охране императрицы.
Начав службу сенатским регистратором, в 1801 году Охотников поступает на службу в Кавалергардский полк.
Кавалергарды - элитная гвардия, личная охрана императора, безупречно преданные люди, готовые ради монархов, отчизны и чести на всё. В те годы кавалергардом мог стать только дворянин из состоятельной семьи - изумительно красивая форма и широкий образ жизни дорогого стоили.
Когда императрица впервые увидела Охотникова, доподлинно неизвестно. Возможно это произошло во дворце, где Охотников нёс службу, а может быть в храме или на балу? Дневники и письма обоих героев не внушают мне никакого доверия, так как доподлинно не известно их авторство. Хрестоматийная история знакомства императрицы и Охотникова, изложенная историком Кавалергардского полка Сергеем Панчулидзевым в виде "семейного предания", уж очень напоминает любовный роман в дешёвой мягкой обложке - она, покинутая и одинокая, страдала от пренебрежения мужа. Он томился от любви к ней и страдал осознанием того, что никогда не встретит взаимности, весь Петербург твердил о неприступности молодой женщины. Она, уставшая от непонимания, жаждала любви и обратила на него внимание.... И понеслось. Как-то слишком просто собирается этот сложнейший пазл, не правда ли? Ведь это история не об интрижке субретки и приказчика, а о романе императрицы и офицера её гвардии.
Не остаётся ли в истории Охотникова какого-то душка опереточного либретто?
Глава об Охотникове для Истории Кавалергардского полка написана Сергеем Панчулидзевым через что лет после реальных событий, сколько искажений и вымысла могло нарости на сюжет за целый век?
Если надёргать фактов из рассказов немногочисленных близких подруг Елизаветы, в этой главе правда всё, кроме любви Охотникова. Императрица, похоже, и в самом деле потеряла голову, увидев Охотникова.
Каков он был?
С единственного сохранившегося портрета Алексея Яковлевича на нас смотрит молодой мужчина с красивым торсом в отлично сидящем мундире, придерживающий треуголку с пышным белым плюмажем. Взгляд Алексея прямой, немного надменный. Охотников безусловно интересен. Было ещё одно обстоятельство, которое могло привлечь императрицу - в свои 23 года, а именно столько было Алексею на момент их знакомства, Алексей был седой. Возможно, императрица была первой женщиной, которая потеряла голову из-за молодого седовласого красавца. В наше время она бы просто пополнила толпу поклонниц Дмитрия Хворостовского, но императрица любила своего седого героя не в нашем веке.
Итак Елизавета обратила внимание на кавалергарда Охотникова где-то в 1803 году. Современники оставили письменные свидетельства этой влюблённости - императрица проводит дни у окна, как Тамбовская казначейша, ожидая, мелькнёт ли вдали белоснежный плюмаж. Не встретила в кавалергардской комнате Алексея, погружается в меланхолию. На прогулке Елизавета царапает букву А на дереве и на другой день бежит в парк в ожидании - появится ли рядом с его первая буква ее имени? Между тем, Охотников ведёт себя более чем деликатно - встречаясь во дворце он ни словом, ни взглядом не даёт надежды влюбленной императрице и измельчает повод для пересудов. Она часто отправляется на прогулку по набережной Невы, и с надеждой ждёт, когда мимо проедут кавалергарды, вот на ветру развевается белоснежный плюмаж... Но Охотников даже не поворачивает головы в сторону императрицы и ее фрейлин. День испорчен.
Императрица грустна, Vosdu, как она называет Алексея, опять не посмотрел на неё, проезжая мимо её коляски.
Что это? Уникальная деликатность и осторожность? А может, всё проще, и он её просто не любит?
Один из апокрифов этой любви - проникновенный рассказ о том, как Алексей в безлунные ночи по лестнице поднимался в покои императрицы во дворце и проводил с ней несколько часов. "Дорогая, моя лестница упала и поломала цветы под твоим окном",- пишет он. Где пишет, в сожжённом письме? К чему эти детали, если можно все сказать на следующем свидании очередной безлунной ночью? Эти слова ничего вам не напоминают? По-моему, это почти точная цитата о визитах Жюльена Сореля в спальню Матильды де Ла Моль. Как я могу поверить в эту банальную сцену, когда речь идёт о императрице? Мне никак не удаётся представить простого кавалергарда, в ночной тишине залезающего в окно самой императрицы, роняющего огромную лестницу на клумбу! Мы же говорим не о известном бретёре Иване Анненкове и не о его возлюбленной Полине Гебль. Охрана дружно скандирует - Оле, Оле, Оле, и помогает сослуживцу избавиться от улик, пересаживая розы на клумбе, а утром смотрит в глаза императрицы как ни в чем не бывало? Это не роман, а водевиль.
Всё, что я знаю о романе императрицы и Охотникова создаёт у меня стойкое убеждение, что эта любовь была улицей с односторонним движением. Да, Алексей за пару лет сделал изрядную карьеру, дослужившись до интенданта и штабс-ротмистра, однако его сослуживцы на войне стали генералами и получили награды, Охотников же, как тыловой офицер, остался без наград и чинов.
Многочисленные письма и дневники появлялись таинственным образом уже после трагических событий и доверия не вызывают.
Императрица влюблена, а кавалергард? А кавалергард страстно влюблен в Загряжскую, фрейлину императрицы и открыто оказывает ей знаки внимания.
И однажды на балу сдержанная умница с короной на голове утратила благоразумие и устроила публичную сцену. И у меня тут же возникает вопрос - Охотников, пусть даже не влюблённый в императрицу, но доподлинно знавший о её чувствах, решился бы не только заставить императрицу ревновать, но и публично глубоко унизить её как женщину и монарха?
Ещё Лопе де Вега в "Собаке на сцене" писал:"Когда знатная женщина открыла свое чувство человеку безродному, то верх неприличия продолжать ухаживать за другой". Я не думаю, что кавалергарды читали бессмертную пьесу, но законы высшего света и чести с тех пор ничуть не изменились.
В гипотезу о том, что в этих отношениях любить себя позволял именно Алексей, не испытывая любви к Елизавете, укладывается даже легенда о его убийстве. Кавалергард якобы получил удар кинжалом при выходе из Александринского театра.
Далее следует очередное нагромождение лжи. Мыслимое ли дело - в Петербурге нападают с кинжалом на известного человека, военного, и об этом не пишет ни один бульварный листок?
Охотников якобы вынужден скрываться от правосудия, грозившего ему крупными неприятностями. Да с какой стати ему бояться, ведь удар кинжалом на людной улице никак не может считаться дуэлью, которые действительно преследовались?
Панчулидзев пишет, что Охотников проболел четыре месяца перед смертью. Считаем: нападение состоялось 4 октября, умер Алексей 30 января. Не получается.
Далее читаем у Панчулидзева: во время агонии Охотникова навещала императрица, которая родила в эти же дни. Елизавета, сама не своя от горя, разрешилась от бремени 15 ноября, Алексей скончался 30 января. К этому времени Охотников уже два с половиной месяца как якобы стал отцом маленькой Елизаветы.
Ровно за три дня до смерти Алексей узнал о торопливой свадьбе Загряжской с Гончаровым, которую пышно отпраздновали в присутствии императорской семьи. Вот этот могло убить тяжело больного чахоткой Алексея.
Выдать замуж соперницу униженная и злая императрица могла запросто, а могла ли мать убить горячо любимого отца своего ребенка?
Нападение на Охотникова якобы организовал Великий князь Константин. А зачем ему это? Отомстить за поруганную честь брата? Или свояченицы? С братом особой близости не было, а от увлечения Елизаветой и следа не осталось, императрицу в сердце Константина к тому времени затмила родная сестра Нарышкиной, фаворитки мужа Елизаветы.
В середине октября Охотников пишет прошение об отставке. Оно попадает к шефу Кавалергардского полка генерал- лейтенанту Уварову, а от него .... К Великому князю Константину. Его высочество приказывает тщательно проверить состояние здоровья Охотникова. Если покушение действительно имело место, о состоянии здоровья своего кавалергарда Константин знал без всяких проверок.
К середине ноября 1806 года комиссия нашла у кавалергарда серьезную болезнь лёгких. Отставка была принята как раз в дни появления на свет второй дочери императора. Да, я уверена, что Охотников никакого отношения к рождению Елизаветы Александровны не имеет.
Последние дни Алексея Охотникова описывает некая гувернантка. Откуда в доме 26- летнего одинокого офицера взялась гувернантка, очередной вопрос без ответа. Она слащаво и с придыханием описывает душераздирающую картину последней встречи любовников: императрица на сносях является к смертному одру Алексея, прощается с ним, состригает свои белокурые локоны и снимает с пальца кольцо, как символ любви до гроба.
Опять почти прямая цитата из Стендаля, с Матильдой и её остриженными волосами.
После описанного таинственной гувернанткой в мельчайших подробностях, прямо-таки с эффектом присутствия, прощания, Алексей оказался в гробу, осыпанный волосами императрицы, аж через два с половиной месяца.
Я разумеется верю, что во время болезни сестра императрицы побывала у Охотникова и забрала некие письма, которые почему-то не были тут же уничтожены, а вместе с дневниками были завещаны императрицей Карамзину.
А вот кому действительно было выгодно представить Охотникова любовником невестки, так это вдовствующей императрице Марии Фёдоровне.
Мария Фёдоровна распустила слух о неверности Елизаветы в разговоре с секретарем Вилламовым. Императрица- мать вышла из себя, услышав ответ Вилламова на свой вопрос - что говорят о Елизавете в Петербурге.
- Только хорошее, Ваше величество!
В столице Елизавету любили и уважали.
Марию Фёдоровну будто прорвало, она впервые открыто обвинила невестку в измене и назвала её дочерей фактически незаконнорожденными.
Этот нелепый и злой разговор состоялся спустя целых два года после смерти младшей дочери императора, Марии Александровны.
Император не стал учинять унизительное следствие, позоря себя и жену, признал дочь и дал ей свое имя. Тем более, что пол исключал участие этого ребенка в престолонаследии.
Несчастный Охотников, как же не повезло ему стать объектом любви императрицы...
И всего-то осталось от кавалергарда что легенда о любви, да причудливое безвкусное надгробие, вполне тривиальное для того времени - камень, сломанные дерево и якорь, у полулежащей на камне женщины почти уже не видно лица. Говорят, памятник установила Елизавета, потому что семья Охотникова не имела на это средств. Разве в кавалергарды принимали нищих?
После загадочной смерти Елизаветы Алексеевны, достойной отдельного рассказа, архивы её попали в руки любимого сына Чугунной императрицы Марии Федоровны Николая Павловича, нового императора. Он повелел уничтожить архив, но Александра Федоровна, по легенде, успела прочесть несколько писем. Прочла и ужаснулась. Неужели в семье Романовых могло случиться такое? Что же привело в ужас трепетную супругу императора? Письма Охотникова?
А может, письма самой Елизаветы? И история того, как жестоко обидел влюблённую императрицу кавалергард, влюбленный не в императрицу, а в её фрейлину?
Рассказы о найденных недавно письмах Охотникова, где он пишет "моя любовь, моя женушка, моя Элиза" императрице забавны, примерно как неизвестная опера Моцарта, найденная на чердаке, которую, как выяснилось, написал предприимчивый дилетант в погоне за славой и деньгами.
У истории всё же был и свой плюс. У выданной наспех замуж за Гончарова Загряжской родилась дочь, Наталья Николаевна, ставшая любимой женой солнца русской поэзии. Современники говорили, что прелестью Наталья пошла в мать, злосчастная красота которой так не кстати пленила блестящего кавалергарда.
Итак, вот моё мнение о роковом любовном треугольнике с летальным исходом.
А что думаете о моей версии вы, дорогие мои читатели- знатоки истории?
Ссылки по теме: