Те, кто родился или жил в Красноярске, знают особую местную атмосферу. Город потомков переселенцев, ищущих лучшей жизни в Сибири, город авантюристов, жаждущих славы. И место ссылки неугодных российской власти деградированных жуликов и прогрессивных демократов – вольнодумцев. Град переплетенных судеб и событий, впитавший в себя всю дурь и боль Отчизны. А главное, висящее тут в воздухе вечное стремление к лучшей жизни и вера людей в свою неповторимость и особенность…
…Историей развития российской государственности Восточной Сибири я занимаюсь уже несколько лет и чем дальше ухожу вглубь, тем больше убеждаюсь, что отечественная история неоднократно переписывалась и затиралась в угоду очередных политических веяний.
Историческую правду Сибири столько раз подгоняли под политику, что от неё практически ничего не осталось.
Хуже того, как правило, трагические события пытались прикрыть героической былиной и подменяли ей реальные события. В итоге, настоящая история Восточной Сибири исковеркана, растоптана и предательски забыта.
Впрочем, никто насильно не навязывает людям политическое видение истории России. Она не скрыта за грифами «особо секретно», за огромными засовами в государственных архивах и те, кто стремится изучать реальную историю своей Отчизны, легко найдут источники. Они все открыты.
«Дух вовлеченности»
Например, вы знали о том, что Забайкалье и Дальний Восток остались в составе России только благодаря беглому украинскому солдату Никифору Черниговскому? А Бурятия окончательно вошла в состав России после принуждения баргутов к российскому подданству ссыльным бывшим правителем Украины Демьяном Многогрешным? А то, что его младший брат – Василь возглавил оборону Красноярска при генеральном штурме русского острога хакасскими (кыргызскими) войсками? Город оказался удержан благодаря грамотной организованной обороне под командованием Василя, освобожденного в критический момент битвы из тюрьмы, где он содержался после отправки в ссылку с Украины. А после сражения местные казаки написали в столицу прошение о помиловании Многогрешного – младшего, «поверстании его» в бояре и назначении достойного жалования. Москва, уже пораженная в то время властным столичным самодурством, на удивление быстро исполнила просьбу «служивых людей». Украинский полковник Василь Многогрешный на русской службе в Сибири копил деньги, а позже на сбережения купил дом и передал его красноярским инвалидам. Он оказался
вовлечен в жизнь той территории, куда его забросила судьба и проявил не только блестящие полководческие, но лучшие человеческие качества.
Именно такие как Многогрешный – младший формировали красноярскую особость, тот самый неповторимый сибирский дух. Я сейчас пытаюсь навести справки о месте захоронения Василия. Есть сведения, что ссыльный украинский военачальник успел стать священником и служил в главном Соборе Красноярска. Со времен ссылки правящего украинского рода Многогрешных в Восточную Сибирь, потомки Василя живут на красноярской земле и 400 лет умирали за Россию.
«Посадить в воду»
…Так быстро навстречу просьбе о реабилитации и поступлении на службу к царю ссыльного украинского полковнике Василя Многогрешного, Москва пошла потому, что шутки с красноярскими казаками в те времена были плохи. В центре столицы России есть Композиторская улица, до 1952 года носившая название Дурновский переулок, названная в честь русского дворянского рода Дурново (одна из ветвей Толстой). Так вот, одного из представителей фамилии – Семена Дурново в 1695 году имперская власть отправила воеводой в Красноярск. Тот, ясно дело, тут же начал набивать карманы (сибирякам знакомо и по сей день, правда?) и с высокомерием относиться к местным служивым людям за вольности во мнениях и взглядах. Красноярцы быстро решили проблему с очередным московским самодуром. Вломили ему как следует и повели топить в Енисей.
Именно так в те времена в Сибири поступали с многими вороватыми московскими наместниками.
Наказание вороватым москвичам в Сибири называлось «посадить в воду». Вот он, запечатленный в наброске величайшего русского художника из Красноярска Василия Сурикова, сей радующий душу каждого сибиряка момент сталкивания плота с московским самодуром Дурново в Енисей. Картина о тех событиях, известных в сибирской истории как «Красноярская шатость» так не была дописана Суриковым. Но эскиз, к счастью, сохранился.
Для Дурново, впрочем, все же сделали исключение, его просто посадили в лодку и отправили с глаз долой, вниз по течению.
Бунт против предшественника Семена Дурново – московского наместника Алексея Башковского поднимут родные братья Илья и Пётр Суриковы — предки великого художника Василия Сурикова (пращура Никиты Михалкова).
А спустя чуть менее 200 лет после тех событий, золотопромышленник Пётр Кузнецов оплатил образование двум талантливым мальчишкам – тому самому русскому Василию Сурикову и хакасу Николаю Катанову. В итоге мир получил великого художника и выдающегося учёного. А вот могила предпринимателя и мецената Кузнецова окажется утраченной и где похоронен великий миротворец двух враждующих на тот момент народов, не известно. Словом, говорить я могу долго и, поверьте, удивлению не будет предела.
Это реальная история, но очень неудобная с политической точки зрения. Только чего бояться? В Сибири самые преданные патриоты Отечества. Бунты и восстания тут никогда не вспыхивали против России, а исключительно против московских самодуров, наводивших свои порядки и относившихся к людям с пренебрежением и высокомерием. Исторический факт, даже в разгар восстаний и битв с царскими войсками, красноярцы не прекращали платить в казну налоги, рассматривая противостояние с Москвой как стремление защитить свое достоинство и честь от придурковатых воевод. Но не против Отчизны и уж тем паче никому в голову не приходило мыслить об отделении от России. Это была некая особая логика:
биться против московского идиотизма, но хранить верность Родине.
Тот самый знаменитый красноярский дух.
С тех пор как Хакасия оказалась частью России (а никакого «добровольного» вхождения не было, война с империей шла более 100 лет и Хакасия не сдалась), республика формировалась как часть особого российского сибирского духа. Регион соседствует с четырьмя субъектами РФ. Но нет для Хакасии территории ближе и роднее, чем Красноярский край.
«Прогресс в умах»
Ещё недавно мы были одним регионом и духовные экономические связи исторически очень крепки. Парадокс, но с годами они только крепнут. Многие высокие руководители получали в Красноярске образование и заводили друзей. А сегодня там же учатся их дети и внуки. Но с тех пор как мы разделились и оказались соседями, «край» сделал большой шаг на пути прогресса как экономического, так в умах.
А Хакасия словно растерянный ребёнок все эти годы пытается найти внешнюю поддержку и обрести внутренний стержень.
Вместо того, чтобы создать условия реализации идей развития, республика упорно цепляется за прошлое и все на что хватает внутреннего потенциала приличной части жителей региона, это проголосовать за пустого политического шута в главном кресле республики. Также проще. Не надо честно смотреть на себя и брать ответственность за собственную жизнь и будущее своих детей. Ущербная позиция, бег от реальности и ответственности. Увы, но такова Хакасия сегодня.
«Личная вовлеченность и ошибок опыт»
Хакасию на путь прогресса способно поставить только сильное гражданское общество и небезразличие простых людей. Движение «Справедливость» и Интернет-журнал «Новый Фокус» активно продвигают принцип «личной вовлеченности» как эффективный способ развития Хакасии и тому посвящён ряд материалов издания (1,2,3). Увы, но сегодня республика оказалась во власти политического жулья, называющих себя «народная власть» и обворовывающих жителей региона. Пока у власти «красные» воры да побирушки, говорить о реализации идей и развитии Хакасии не приходится. Но каждый думающий и небезразличный житель Хакасии должен помнить, что коммунисты рано или поздно уйдут и тогда возникнет вопрос: а что дальше. И уже сегодня
необходимо задуматься над тем, какие выводы необходимо сделать из наваждения осени 2018 года и избрания бесполезного Валентина Коновалова главой Хакасии.
Почему немалая часть населения упорно голосовала за собственные иллюзии, а не личную ответственность перед жизнью? Откуда повылазили все обезумевшие люди с красными стягами, оправдывающих любой произвол против несогласных с собой? А главное, как здравомыслящей части населения Хакасии не допустить подобного впредь? А поставить регион на рельсы прогресса.
…Изменения в Хакасии неизбежны, вопрос только в том, как мы быстро мы к ним адаптируется (опыт избрания Коновалова вопреки здравому смыслу показывает лишь то, что общество мечется между необходимостью перемен и своими иллюзиями). Если мы не приспосабливаема к изменениям, то нас ждёт коллапс. Но и быстрое приспособление превращает в регресс и общество начинает все то хорошее, что уже было создано. А это неизбежно приведёт разделение на «ваших» и «наших». Именно поэтому те, кто принимает решения о нашей жизни, жизни каждого человека,
никогда не должны быть изолированные от последствий этих решений и лично разделять ответственность за ошибки.
И в том главная идея принципа «личной вовлеченности» продвигаемого «Справедливостью» и «Новым Фокусом».
Конечно, боязнь неопределённости большой риск. Надо сделать все ошибки, которые мы должны сделать. Тогда общество получит важный опыт для решающей битвы с шариковщиной за Хакасию. А главное, больше не допустить экспериментов над республикой и жизнями её многострадальных жителей.
Жизнь сама ставит перед обществом на повестку дня главные проблемы. Если после ухода Коновалова общество вновь не возьмёт на себя ответственность и будет ждать манны небесной от очередного спасителя, население так и будет прозябать в атмосфере тупика и безнадеги и ждать мессий ловко манипулирующими чаяниями и надеждами людей на перемены жизни к лучшему. То есть, перекладывать ответственность и обманывать самих себя. Пора уже разорвать порочный круг.
Хакасии пора обрести свой дух и найти свой путь.
Движение «Справедливость», издание «Новый Фокус» и наши соратники предлагаем жителям республики строить будущее Хакасии на принципе «личной вовлеченности». На идеях справедливости, любви, милосердия, добра и небезразличия. Именно вечные ценности должны оказаться фундаментом, надежной опорой прогресса многострадального региона и мы приглашаем присоединиться к нам каждому, кому не безразлично какой будет Хакасия в будущем. И как в ней будут жить наши дети и внуки.
Михаил Афанасьев