Найти тему
Sovanimation

«Мой знакомый медведь» и «Узы»: мультяшные премьеры недели

Неделю назад наконец выложили в сеть аж два крупнейших – и крутейших – мультфильма от российских режиссёров. Я всё ещё считаю тенденцию показывать великолепные короткометражки только на фестивалях, не давая к ним доступа простым людям, глубоко порочной: во-первых, так формируется некоторая элитарность, вообще, как мне кажется, неприемлемая для искусства. А во-вторых, любое произведение искусства требует зрителя – и странно этого самого зрителя к ним не допускать. Да, конечно, нет никаких ограничений на приобретение билетов на фестивалях, но покупательная способность, по крайней мере, граждан России и так на нуле. Даже у критиков нет возможности потратить месячную зарплату на поездку в Анси или Загреб. Немного решают проблему онлайн-трансляции, слава карантину, но даже там многие работы можно увидеть только за дополнительную плату…

А-а-ай, ладно, ныть на одну и ту же тему неинтересно. Давайте лучше про мультфильмы.

https://vimeo.com/668962778

«Мой знакомый медведь» Екатерины Соколовой формально экранизация одноимённого рассказа Ксении Драгунской; но при этом в нём, кажется, нет ни единой строчки диалога оттуда – только сама фабула истории. Это, в общем, и не страшно, потому как мультфильму прекрасно удалось уловить атмосферу такого вот советского детства даже не являясь анимированной иллюстрацией к тексту. Дина Годер называла одно время российский аниматограф «страной сказок»; и хотя сейчас как раз в большей степени преобладают документальные работы, сказки из советского прошлого никуда не ушли. Они остаются светлым пятном-воспоминанием у ряда режиссёров – например, Натальи Мирзоян или Леонида Шмелькова. «Мой знакомый медведь» даже немножко похож на «Моего личного лося» – и там и там мультфильм преломляет детские воспоминания, связанные с сильными эмоциями. При этом оставаясь комфортными для просмотра: «Медведь» даже теоретически не способен напугать детскую аудиторию – уж слишком он милый, славный и комфортный. Но – совсем не противный и не слащавый: уходя в ностальгию, всегда есть опасность превратиться такого солнечного раздудуя и превращать историю в кисель из сахарозы. «Мой личный медведь» не таков: он уважительно относится к своему зрителю, в особенности к самому маленькому, и не держит их за идиотов, которых нужно постоянно развлекать.

https://vimeo.com/velikovskaya/tiesfilm

«Узы» Дины Великовской поражают и концепцией, и техникой. Это пока единственный на моей памяти пример анимации, созданный при помощи 3D-ручки – и её возможности используются на полную. Идея такая, что девочка, уезжая от родителей, цепляется ниткой юбки и тянет её за собой; а эта нитка постепенно утаскивает за собой и дом, и родителей, понемногу разрушая оставленный девочкой мир. Это очень крутая и при том богатая на смыслы метафора, но она очень сложна в реализации. Это можно было бы сделать в классическом 2D, но тогда бы эта метафора не так сильно – рисованная анимация умеет передавать текстуру и цвет, а тут важно, что и нитка, и все объекты в фильме состоят из одного материала. Куклой такое поставить не удастся в принципе, песочная анимация – тоже маловероятно… Вообще освоение новых материалов для анимации – это очень классно и обогащает её язык (когда уже будут мультфильмы и 3D-принтера?!).

Но не одной лишь техникой хороши «Узы»: это очень трогательная и красивая история, на уровне легендарного «Отец и дочь» Майкла де Уита. Людям свойственно расставаться, порой на очень, очень длинные расстояния, и это приносит боль – а особенно если вы друг другу родственники. Мир после отъезда человека буквально разваливается, превращается в воспоминание; но всё не так пессимистично, ведь это означает, что между вам есть узы, которые можно сохранить.

Очень крутое кино. И непростительно, что теперь он доступен людям спустя три года после его выхода!..

#российские мультфильмы

#мультфильмы

#короткометражки