В течение средних веков над умами жителей Западной Европы господствовал католицизм ( т.е. католическая религия с ее верованиями и обрядами). На исходе их, в начале шестнадцатого столетия, от римской церкви отделились протестанты, духовными вождями которых был Лютер в Германии, Кальвин и Цвингли в Швейцарии. Как все это произошло, здесь не место рассказывать. Но это событие оказало громадное влияние на усиление веры в нечистую силу.
На первый взгляд это кажется непонятным. Католическая церковь поддерживала множество суеверий. Протестантская церковь, порывая с католицизмом, уничтожала многие из этих суеверий. Она освобождала ум человека от тех оков, в которых он находился, благодаря опеке над ним римско-католического духовенства. Казалось бы, вместе с этим должна была ослабнуть и вера в нечистую силу. На деле вышло как раз обратное.
Протестанты отвергали учение о непогрешимости папа. Иначе, чем католики, заботились о спасении души; отвергали поклонение иконам и другим изображениям святых и бога; значительно сократили число праздников; изменили обряд богослужения и т.д.
Но при всем том, сделавшись протестантом, вчерашний католик не избавлялся от тех взглядов на мир и человека, к которым он привык. Привыкнув считать дьявола источником всякого греха, он продолжал думать то же, став последователем Лютера. Более того он стал даже внимательнее относиться к козням дьявола. Дьявол стал больше интересовать его. Вера его в нечистую силу как бы окрепла, получила новые соки, ожила.
Этому содействовали , прежде всего и главным образом, споры о вере. Среди протестантов не все одинаково думали и рассуждали о вере и церкви. Лютер спорил с Цвингли. Цвингли не был согласен с Кальвином. Развелось, кроме того, множество разных сект. И каждая такая секта утверждала, что она только одна знает истинный путь к спасению души. Споры о правильной вере часто переходили в перебранку. С инаковерующими не церемонились. Их называли заблудшими овцами, а то и прямо еретиками и нечестивцами.
Было бы еще ничего, если бы дело ограничивалось словесною борьбой, борьбою мнений. К сожалению, по обычаю того времени, вопрос о том , кто прав, часто решали мечом. Между католиками и протестантами вспыхнула война. Папа силой хотел задавить протестантское движение. Сделать это ему , однако, не удалось. Но во время религиозных войн погибло сотни тысяч людей. Ценою человеческой крови приобрел себе право на жизнь протестантизм. И только потеряв сотни тысяч своих приверженцев, католицизм принужден был отступить. Эта борьба породила взаимную ненависть. Католики преследовали и угнетали всех протестантов, а лютеране очень сурово относились не только к католикам, но и к протестантам всякого другого толка.
Имя дьявола не раз произносилось враждующими сторонами. Правоверный католик бунт против папы считал делом дьявольских рук. А протестанты обвиняли папу и римское духовенство в отношениях с нечистой силой. По мнению протестантов, судьба папы предрешена: он неминуемо попадет в ад. . Там ему место. В народе ходили всякие смешные картины с изображением папы и нечистой силы. Но тоже утверждали и католики насчет протестантов и вообще люди одной веры про людей другой веры. Так вместе с увеличением и обострением интереса к религии, возрастала и вера в нечистую силу.
Складывается впечатление, что за века ничего не изменилось. Мало кто хочет думать своей головой. Ну а на этом закругляюсь. Благодарю за внимание, продолжение следует.