Вот и ещё один чарт результатов минувшего года в жанре хоррор, на этот раз от ресурса ThrilList. Надо сказать, этот список разительно отличается, допустим, от результатов по версии Rotten Tomatoes. К примеру, занявшая почетное 4-е место на Rotten Tomatoes инди-картина о джинсах-убийцах "Убийственная мода" здесь вполне заслуженно уехала аж на 47-е место, а триумфальный обладатель пятой строчки инди-проект Наташи Кермани и Бриа Грант "Везучая" стал 39м. Зато "Жажда крови" и "Оленьи рога", не удостоенные "томатами" места в первой десятке, здесь были оценены высоко. Расстраивает только одно - отличный инди-хоррор "Мое сердце не будет биться, пока ты не прикажешь", отхвативший золото на Rotten Tomatoes, здесь занял лишь 36-ю позицию. А зря. Представляю топ-25.
25. Улица страха:1994
Трехтомная экранизация культовых книг Роберта Стайна получилась достаточно скомканной, что неудивительно - творчество Стайна насчитывает куда больше томов - но тем не менее, инди-режиссер Ли Джаньяк вполне неплохо справилась с задачей. Первая часть о двух городках и двух старшеклассницах, столкнувшихся с маньяками, замыкает чарт.
24. Кэндимен
Весьма неплохой во всех отношениях ужастик - ремейк Баркеровской вариации на тему Кровавой Мэри или Пиковой дамы, если угодно, с мощной социальной канвой - подпортил себе репутацию излишним акцентированием на этой самой соцповестке. Тем не менее, посмотреть точно стоит, хотя бы для сравнения с фильмом Роуза.
23. Тихое место часть 2
Фильм, который можно четко описать фразой "и этого мы ждали три года?" - вторая часть триумфального сайлент-хоррора 2018 года, который был назван лучшим фильмом ужасов 2018 на Rotten Tomatoes, а тот же ThrilList дал творению Красински восьмую строчку. В этот раз триумфа не случилось - в рейтинг томатометра "Тихое место-2" стало восьмым, здесь же скомканное продолжение злоключений семьи Эбботт удостоилось лишь 23-ей строки.
22. Подводный дом
Подводный хоррор, который по оригинальному названию запросто можно принять за подборку музыки, был снят коллаборацией французских режиссеров, выпустивших в 2017м весьма посредственный ребут "Техасской резни". Зато в минувшем году Бустильо и Мори порадовали нас парой весьма самобытных хорроров. "Подводный дом" рассказывает историю блоггеров, снимающих репортажи о затонувших домах, которые находят жемчужину коллекции, оказавшуюся настоящей "черной меткой". В меру страшно и технически почти безупречно.
21. Кошмары
Самый жуткий кошмар - этот тот, что сбывается. Но что именно было кошмаром, где заканчивается сон, и не станет ли реальность куда большим ужасом? Канадский инди-хоррор с весьма унылой цветовой гаммой и монотонным сюжетом об исследованиях сна готовит отличный сюрприз тем, кто досмотрит фильм до конца.
20. Диббук
Занятно, что этот суперкомпактный хоррор, сюжет которого можно смело описать фразой "Вий в 2020м", вошёл в тройку лучших хорроров года по версии некоторых изданий. Инди-кино не сдает позиций, и это иногда хорошо. Хорошо ли это в случае с "Диббуком"? Фильм о ночном бдении покинувшего хасидскую общину Якова может смело претендовать на звание комнатного хоррора а-ля "Жилец" Полански, но только в плане метража декораций. Фильм, безусловно, самобытный и атмосферный, но загадки и отгадки в нем предельно простые.
19. Кольская сверхглубокая
Ничего удивительного в присутствии в списке российского ужастика в 2021 уже нет - в прошлом году тот же "Спутник" занимал позиции и повыше. Впрочем, "Спутник" про высоту, "Кольская" же напротив - куда поглубже. В остальном фантазия на тему "что если бы Кольская скважина была полноценной шахтой, да ещё и с дверью в ад" очень похожа на "Спутник", а заодно - на массу других ужастиков. Молодую незаменимую сотрудницу срочно вызывают на суперсекретный объект, где творится невесть что, а героиня начинает мощно превышать компетенции, заодно влюбляя в себя всех присутствующих. У "Кольской" даже при условии, что копирование старой классики это ок, есть много проблем, например, с логикой и игрой актрисы. Но при всем при этом фильм вполне можно посмотреть разок.
18. В западне
Вопреки расхожему мнению, "В западне" не является возвращением в кино Меган Фокс - просто актриса, которая никуда и не уходила, наконец снялась в неплохом триллере, который пусть и не выдерживает сравнения с "Игрой Джеральда", являет собой хороший старорежимный развлекательный фильм.
17. Медиум
Нестандартный хоррор из Таиланда в мокьюментари стиле и в размеренном темпе - сюжет стилизован под документальное расследование о потомственной шаманке из глухого региона. Не пропустите, если вам понравился "Вопль" и если псевдодокументальное кино вам близко.
16. Прошлой ночью в Сохо
Попытка Эдгара Райта в настоящий триллер спустя 17 лет после демонстрации отличного умения в пародию на хоррор в "Зомби по имени Шон". Яркий мета-триллер о том, что воплощение грез может стать кошмаром. Томасин Маккензи и Аней Тейлор Джой на главных ролях в фильме, в котором Райт как всегда не следует жанровым клише, а пытается делать по-своему.
15. Титан
После получения специального приза Каннского фестиваля за свою картину "Сырое" Джулия Дюкурно не просто так молчала пять лет - кажется, она искала рецепт получения главного приза в Каннах. В итоге, история девушки с ПТСР и с титановой пластиной в голове получилась менее свежей и интересной, чем "Сырое", но свой рецепт Дюкурно нашла - пальмовую ветвь фильм получил.
14. Цензор
Я не стану больше рекламировать эту картину, это уже становится навязчивым, однако, поругать фильм мне практически не за что. Так что просто посмотрите и составьте свое мнение - крепкий мета-хоррор о цензоре фильмов жанра хоррор авторства Прано Бэйли-Бонд точно заслуживает вашего внимания.
13. Дом на другой стороне
Проект Дэвида Брукнера почему-то заведомо казался одним из самых интересных фильмов жанра в минувшем году - ёмкое описание сюжета о женщине, раскрывающей мрачные тайны прошлого своего мужа после его смерти вкупе с участием Ребекки Холл вызывало желание выдать картине пятерку авансом. Хотя в подобных случаях, зачастую возникает разочарование, "Дом на другой стороне" сдержал обещание и получился ладным и интересных хоррором, который можно пересмотреть не раз.
12. Злое
Возвращение в жанр мэтра Джеймса Вана получилось не то чтобы триумфальным - так до конца и непонятно, то ли режиссер и идеолог "Пилы" разыграл тонкую шутку с феноменом "твиста", который в фильме можно найти только в самом буквальном и физиологическом смысле, то ли Ван безнадежно застрял в начале 2000-х. Старомодность подачи у кого-то может вызвать восторг, но даётся мне, что выйди эта история о злобной сущности без имени Джеймса в титрах, "Злое" получило бы куда более низкий рейтинг. Впрочем, динамичные сцены погони удались на славу - работа над "Акваменом" даром не прошла.
11. Жена Джейкоба
Команда энтузиастов, снимающих себе самобытное низкобюджетное кино, как например "Мы ещё здесь", "Глаза звезды" и "Проклятый дом 2" порадовали нас в минувшем году комедийным инди-хоррором о жене священника, которая мечтает стать женщиной-вамп, а становится натуральной вампиршей. Ларри Фессенден и Барбара Крэмптон в главных ролях и в роли продюсеров.
10. Стилистка
Ещё один инди-хоррор, завоевавший достаточно высокие позиции во многих рейтингах был спродюсирован вездесущей Бриа Грант, которая также сыграла в фильме одну из главных ролей - а именно роль клиентки парикмахерши с жуткой манией снимать скальпы со своих подопечных. Фильм вырос из одноименной короткометражки Джилла Геваргизяна - тут стоит сказать, что изначальный формат был удачнее.
9. З/Л/О 94
Новая часть проекта, открывшего миру нескольких интересных режиссёров жанра, получилась на удивление удачным хоррор-альманахом. Пять историй от разных режиссеров в разных стилистиках помимо всего прочего демонстрируют отличное понимание основ жанра "найденной пленки", в рамках которого подаются страшилки. История о похоронном доме от Саймона Барретта, пожалуй, лучшая.
8. Псих-расчленитель
Лютый трэш от Стивена Костански, который не расстроился из-за того, что вы не оценили его "Пустоту" (а там есть что оценить) и помимо стилизованной рекламы для предыдущего фильма снял типичную для себя буффонаду, которая не только высмеивает жанр хоррор/сай-фай, но и изящно ломает стереотипы семейного кино.
7. Узники страны призраков
Николас Кейдж за год умудрился сняться в двух проектах в роли безымянного парня, который в силу обстоятельств должен кого-то спасти - в "Страна чудес Вилли"он просто выносит хлам из семейного центра развлечений (а заодно выносит и злобных аниматроников), а здесь...здесь творится нечто, что сложно описать словами, но вкупе это, в том числе игра Кейджа работает по колдовскому принципу "так плохо, что хорошо".
6. Королева черной магии
Насколько я помню, эта диковинная по происхождению - фильм из Индонезии - и старорежимная по стилистике и приемам картина фигурировала в списках лучших хорроров за прошлый год, но где-то её рассмотрели только в 2021м. На самом деле, "Королева черной магии" при всей своей вторичности смотрится и пугает, и это куда более удачный образчик ретро-хоррора, чем то же "Злое".
5. Деметра
Ещё одно инди-кино с участием Ларри Фессендена, рассказывающее историю бывшей пленницы религиозной секты, которая пытается наладить собственную жизнь, помогая другим, но сталкивается с темными силами в одном из подопечных.
4. Жажда крови
Описание сюжета этого инди-проекта из Канады очень сильно напоминает сюжетную канву сериала Антоски "Новый вишневый вкус" - тут также восходящая звезда, только музыкальная, получает приглашение от именитого продюсера - но на деле вместо размашистой полной отсылок истории здесь мы получаем камерный хоррор о творческом кризисе и цене за выход из одного. В комплекте недурной саундтрек от Lowell.
3. Оборотни внутри
Настольные игры типа "Мафии" могут интриговать, развлекать и способствовать вбросу адреналина в кровь. Но что если перенести подобную интригу в кино? Таким вопросом задался Джош Рубен, поставив по заказу Ubisoft экранизацию VR-игры с механикой "Мафии". Получилось весьма похоже на детективные триллеры, но с акцентом на комедию. Несколько персонажей оказываются в отрезанном от цивилизации городке, пытаясь разгадать, кто же из них оборотень. Весьма спорное третье место, но судить не нам.
2. Оленьи рога
А вот второе место получилось ещё более спорным. "Оленьи рога" хотелось ждать, как и "Дом на другой стороне", ведь судя по трейлеру, демонстрирующему великолепные пейзажи с пост-фильирами, и продюсерскому составу в лице Гильермо Дель Торо и Ника Антоски, а также по манящему названию, фильм должен был получиться глотком свежего воздуха. Но в итоге - кроме названия и тех самых кадров с пейзажами в фильме практически ничего нет. Весьма вторично, и уж точно слабее работы Брукнера, которая куда больше заслужила второго места (не говоря о других достойных претендентах).
1. Святая Мод (Спасительница)
Удивительно, но этот фильм уже фигурировал на первой строчке в нашем недавнем посте - тогда картину высоко оценила редакция Rolling Stone. Тут спорить можно, но не хочется - фильм Роуз Гласс, рассуждающий о вере и фанатизме, отлично доносит мысль, когда-то вложенную в переживания героини Бессоновской "Жаны Д'Арк". История о набожной сиделке, которая пытается изгнать тьму из своей подопечной, вышла почти образцовым хоррором, а в плане глубины размышлений на тему уступает разве что "Полуночной мессе" Флэнегана.