Найти тему
2,7K подписчиков

«Смотришь в окно - его там нет»

212 прочитали
Наталья Ивановна сидит в кресле, по-девчоночьи поджав ноги под себя. Ладошками обнимает чашку, чай в которой уже остыл. Чай ароматный – с корицей, гвоздикой и еще какими-то специями. Алеша любил такой.

Наталья Ивановна сидит в кресле, по-девчоночьи поджав ноги под себя. Ладошками обнимает чашку, чай в которой уже остыл. Чай ароматный – с корицей, гвоздикой и еще какими-то специями. Алеша любил такой.

Она хорошо помнит все, что любил муж. И все, что ему не нравилось. За полгода, которые она живет одна, невозможно забыть 40 лет вместе. Целую жизнь, полную любви, радости, взаимопонимания.

«Наверное, на его похоронах я выглядела очень странно, – она подпирает ладонью щеку и качает головой. – Я была оживленная. Пришло столько людей, которых я не ждала. Я ведь даже не всем сообщила о похоронах, думала, Алешу забыли. Как я была рада всех видеть. Много народа было с его работы. Один мужчина устроился на завод молодым парнем, учился у мужа, считает его своим наставником. И пришел его проводить».

Муж Натальи Ивановны перенес четыре инсульта. Первый случился в 2012 году и особых изменений в жизнь семьи не принес. А вот после третьего Алексей не мог сам одеваться, есть, делать даже самые простые домашние дела. Наталья Ивановна ушла с работы, чтобы ухаживать за ним. А скоро случился четвертый инсульт, и Алексей стал лежачим больным.

«От рождения муж был наделен мощным интеллектом. В профессии он был заметным специалистом, его уважали. Когда его ум стал угасать, мне было тяжело. Поначалу он мог анализировать свое состояние, чувствовал ухудшение. Потом у него стала снижаться способность к общению. Все, чем мы жили в последнее время, – это наши бытовые проблемы. Одеть, накормить, вывести на прогулку. Когда он слег и пропала речь, мне приходилось по движению глаз, повороту головы угадывать, что ему нужно», – вспоминает Наталья Ивановна.

Фото: Екатерина Якубова
Фото: Екатерина Якубова

С фондом «Обнимая небо» Наталья Ивановна познакомилась в начале 2020 года, когда ее муж восстанавливался после пневмонии в паллиативном отделении омской городской больницы №17. Волонтеры в тот период помогали пациентам и персоналу стационара. Пока Алексею не оформили инвалидность, фонд передавал семье подгузники для взрослых, средства ухода, специальное питание. Собрал средства на гастростому и помог с установкой. Выездная служба не раз навещала семью.

«Но материальная помощь все таки на втором месте. На первом – поддержка: моральная, психологическая, информационная. Так, как команда фонда, никто не поддерживает, ни один врач», – считает Наталья Ивановна.

Весной 2021 года Алексея не стало. Ему было 64 года. Свой первый месяц жизни без мужа Наталья Ивановна описывает одним словом: «окаменелость». Эмоции, чувства, желания – все застыло. Только спустя месяц она начала «оттаивать»  – и ощутила пустоту внутри, будто душу вынули. И невыносимую боль.

«Знаете, если бы с самого начала я так не «окаменела», то не знаю, как бы я перенесла потерю. И в какой-то момент я поняла, что я вне этой жизни и в нее надо включаться. Поняла благодаря своим детям, которые поддерживали все это время. Тогда я позвонила Инессе, психологу фонда «Обнимая небо».

Консультации психолога Шереметовой помогли Наталье Ивановне почувствовать себя живой. Как-то раз она впервые со смерти мужа решилась на прогулку. Бродила по окрестностям, по тем же местам, где не так давно ходила вместе с Алексеем. Наверное, она впервые за многие годы прогуливалась там одна.

«Когда он болел, я выходила до магазина и обратно. Это были не прогулки, а пробежки. Возвращалась и всегда смотрела на окна нашей квартиры – там Алеша, меня ждет. Я бежала скорей и думала: как он один? А когда вышла гулять, то даже взглянуть на окна квартиры мне было болезненно. Поднимаешь глаза и понимаешь, что его там нет. До сих пор не могу смотреть на наши окна».

Дома у Натальи Ивановны  нет фотографий с мужем. После похорон она убрала его портрет – тот, на котором Алексей здоровый, молодой, радостный. Она не может смотреть семейный альбом. Не может оставаться подолгу в их спальне и спит на диване в соседней комнате.

«После смерти Алеши первое время я не могла находиться в спальне. Я стала спать на диване в зале. Однажды в гости пришли дети, и я им отдала зал, а самой мне пришлой лечь в спальне. Знаете, бывает телесная память? Когда я легла на постель, меня пронзили воспоминания, я почувствовала себя в том времени, когда он болел, когда умирал, а я была рядом».

Она нашла работу, которая помогает ей пять дней в неделю не просто выходить из дома, но и расставаться на время с болезненными воспоминаниями. А еще Наталья Ивановна начала изучать православие и продолжает консультации с Инессой Шереметовой.

«Вроде бы мы беседуем на бытовом уровне. Но после встречи у меня начинается движение мысли. И уже в следующий раз я прихожу к Инессе с каким-то открытием, маленьким, но важным. Ничего будто бы не происходит, но результат волшебный».

***

Спасибо, что дочитали до конца. Наш фонд помогает паллиативным больным из Омска и районов области. Для этого у нас есть выездная медицинская служба, специально оборудованный автомобиль, психологи, волонтеры, сиделки, технические средства реабилитации, которые мы выдаем бесплатно. Мы работаем, в первую очередь, на пожертвования обычных людей. Пожалуйста, поддержите наш фонд, чтобы мы могли помогать неизлечимо больным людям и их близким каждый день. Оформите ежемесячную подписку или сделайте разовое пожертвование здесь. Даже небольшая, но стабильная помощь важна.

Текст: Евгения Карасева

Фото: Екатерина Якубова