Найти тему
Новости Обо Всём

«Для меня нет ничего более вдохновляющего, чем повседневность». 10 правил Хаяо Миядзаки

Режиссер Хаяо Миядзаки широко известен зрителю благодаря фильмам «Унесенные призраками», «Ходячий замок», «Мой сосед Тоторо». 20 января стартовал повторный российский прокат его картины «Ходячий замок». Мы собрали размышления Хаяо Миядзаки о творчестве и поисках вдохновения.

1. Будьте непредсказуемыми

Когда я работаю над фильмом, то не стесняюсь нарушать правила из сценарных учебников, делать что-то неожиданное, удивлять зрителя. На картинах со стройным, но предсказуемым сюжетом, люди часто скучают, и для меня важна в первую очередь не логичность, а наоборот, странность происходящего, противоречивость персонажей, причудливость магических существ, оригинальность визуального стиля. Такие фильмы, как «Унесенные призраками», «Ходячий замок», «Навсикая из долины ветров» наполнены загадками. Разгадок я и сам не знаю. Я не считаю, что понятные и предсказуемые истории способны заинтересовать.

2. Ищите вдохновение в повседневности

Если мне нужно придумать идею для мультфильма, я не сижу за письменным столом, пытаясь сочинить хоть что-нибудь, а стараюсь побольше гулять и смотреть по сторонам. Я ищу красоту не у себя в голове, а в окружающем мире. Для меня нет ничего более вдохновляющего, чем повседневность. Например, мой фильм «Ведьмина служба доставки», несмотря на то, что в нем есть фантастические элементы, наполнен мирными сценами городской жизни. Чтобы не упустить важное, я даже оборудовал свою машину видеокамерой и иногда после поездок просматриваю записи.

3. Проводите время в одиночестве

Когда я придумываю сюжет будущего мультфильма, то часто уединяюсь в чужом городе, где ничто не отвлекает меня от работы. В незнакомых местах я много гуляю и смотрю по сторонам: иногда что-то увиденное может дать мне пищу для размышлений.

4. Стремитесь к новым впечатлениям

Я не смотрю целыми днями современную мультипликацию, пытаясь отслеживать общие тренды и придумывать что-то свое в их рамках. Чтобы найти вдохновение, я отвлекаюсь от работы, слушаю много музыки, путешествую, хожу в музеи. Однажды на выставке я увидел картину прерафаэлита Джона Эверетта Милле «Офелия». Чувства и мысли, которые вызвала девушка в воде, побудили меня начать работать над «Рыбкой Поньо на утесе». Никогда не знаешь, что поможет в творческих поисках, поэтому нужно быть открытым миру и пробовать новое.

5. Ни дня без строчки

Придумывание фильма всегда начинается с небольшого рисунка или идеи, которые я заношу в свой блокнот. Постепенно некоторые наброски перерастают в нечто большее, но многие идеи никогда не воплощаются. Само по себе записывание дисциплинирует и помогает сосредоточиться на творчестве.

6. Не бойтесь ждать

Прежде чем я начинаю заниматься новым проектом, проходят недели. Первый кадр мультфильма появляется примерно после года раздумий. Кто-то скажет, что я слишком нетороплив, но меня это не волнует.

Творчество вообще медленный процесс. На то, чтобы убедить студию снять мои первые мультфильмы, – «Принцессу Мононоке», «Моего соседа Тоторо» и«Небесный замок Лапута» — потребовалось несколько лет, а работа над этими проектами заняла годы. Процесс идет неспешно не только у меня: чтобы нарисовать пять секунд полнометражного аниме, команде требуется неделя, при этом в ней работает около ста человек.

7. Сомневаться в себе — это нормально

Я хорошо понимаю людей, которые не уверены в себе. Несмотря на то, что многие считают меня успешным и из-под моего крыла вышло четыре из десяти самых кассовых аниме в истории, я крайне не уверен в себе. Мне тяжело рисовать, я постоянно сомневаюсь, что у меня получается хорошо, очень боюсь опозориться и снять фильм, за который мне будет стыдно. Наскучить людям — мой главный страх.

8. Отсекайте лишнее

Не рассчитывайте, что сможете довести до ума любую интересную идею. Даже самые блестящие проекты могут не реализоваться. Иногда я по несколько дней рисую кадры для будущего мультфильма, придумываю сюжет, но вдруг мне начинает казаться, что из этого ничего не выйдет. В таких случаях откладываю проект и занимаюсь чем-то другим. То, что я вложил в мультфильм много сил и времени, еще не значит, что стоит продолжать над ним работать.

9. Расширяйте свои границы

После «Тоторо» широкая публика стала интересоваться моим творчеством и ждать новых проектов. Я начал задаваться вопросом, как продолжать пробовать что-то новое и при этом не разочаровывать свою аудиторию. Решил, что мои будущие мультфильмы должны смотреться не хуже, чем «Тоторо». С тех пор я в каждом следующем проекте пытаюсь превзойти самого себя. Для этого я в том числе пробую новые техники рисования: пастель, компьютерные спецэффекты.

10. Обращайтесь к творчеству в сложные моменты жизни

Землетрясение 2011 года навсегда изменило жизнь Японии. Я мог бы сожалеть о потерях и забросить искусство, но мне хотелось, чтобы после катастрофы моя студия продолжала работу так, как будто ничего не произошло. Я понимал, что тогда больше, чем когда бы то ни было, людям нужно было отвлечься от повседневности на что-то доброе и спокойное, а цель моего творчества, как и всей моей жизни — помочь человеку преодолеть сложный период в жизни, порадовать его.

Подготовил Лев Кузьминский

Также о писательском мастерстве:

«Старайтесь мыслить нестандартно и наполнять текст неожиданными деталями». 12 правил Квентина Тарантино

Дайте персонажам умереть: 10 советов Джорджа Мартина начинающим авторам

Как заставить читателя поверить вашему тексту: 12 правил Чака Паланика