24 января события в Буркина-Фасо расцениваются мировым сообществом как государственный переворот. Решились ли военные последовать примеру соседних стран и захватить власть? Тем временем население страдает от безнаказанности действий джихадистов и потворствующих хаосу французских войск. Антифранцузские настроения уже давно распространились в обществе.
В понедельник 24 января военные заявили об аресте в Уагадугу президента Рока Марка Каборе, председателя парламента и ряда министров. После этого Буркина-Фасо погрузилась в неопределённость. Данная информация была опровергнута уже днём сетевым изданием Faso.net, которое тоже сначала подхватило эту новость.
Военные действительно приходили в дом главы государства. Но, как считает сетевое издание, его уже тогда укрыли в надёжном месте. В 15.50, в то время как все ждали публичное заявление мятежников, в аккаунте Twitter главы государства появилось следующее сообщение: «Наша нация переживает трудный период. Наступила пора, когда мы должны спасти наши демократические завоевания. Я предлагаю тем, кто взял в руки оружие, сложить его ради интересов всей нации. Мы должны разрешать наши противоречия только путём диалога и сотрудничества. Рок Каборе».
Вечером его партия заявила о «захвате власти военными» и «провалившейся попытке убийства» главы государства, судьба которого остаётся неясной. Этим же вечером военные выступили по телевидению и заявили о том, что взяли власть в свои руки. Они пообещали «восстановить конституционный порядок» в «разумные сроки». Начиная с воскресенья 23 января, когда взбунтовались солдаты в четырёх лагерях столицы, мятеж приобрёл зримые очертания. Военные потребовали отставки высокопоставленных офицеров и предоставления средств для борьбы с джихадистскими группами, контролирующими часть страны.
Хаос в районах с режимом ЧС
В последние дни народное возмущение достигло своего апогея. 24 января сотни протестующих заявили о своей поддержке военных. Накануне сожгли офис правящей партии. Ранее, в субботу, началось несанкционированное шествие. Его участники требовали принятия мер в связи с ухудшением ситуации с безопасностью.
Это серьёзное испытание для правительства, пришедшего к власти в результате народного восстания 2014 года. Тогда был свергнут президент Блез Компаоре. С тех пор он укрывается в Кот-д’Ивуаре, куда его эвакуировала французская армия. «В этом государственном перевороте нет ничего хорошего. Ведь он ставит под сомнение саму демократическую систему. В двух соседних странах – в Мали и Гвинее – к власти пришли военные. Судя по всему, наша армия тоже решила последовать их примеру», – с сожалением говорит молодой активист левой политической партии санкаристов Алексис С. Журналисты «Юманите» связались с ним по телефону 24 января. Экономическое сообщество стран Западной Африки, уже ранее сталкивавшееся с кризисами в Мали и Гвинее, расценило события в стране как «попытку государственного переворота» и предложило военным «вернуться в свои казармы».
Джихадисты в странах Африки
Попав в спираль насилия, которое вызывает ужас в соседних странах, Буркина-Фасо с 2015 года подвергается всё более частым атакам со стороны джихадистов. Боевики сеют смерть и опустошение во многих районах, которые они стремятся контролировать. Особенно на севере и востоке страны. В 14 из 45 провинций Буркина-Фасо введено чрезвычайное положение. Боевики перемещаются по стране на мотоциклах очень мобильными группами, насчитывающими десятки и даже сотни человек. Они уже убили тысячи местных жителей. Бедное и беззащитное население вынуждено уходить из своих домов, оставляя то немногое, что у них есть, чтобы спастись от насилия.
Согласно данным переписи, осуществлённой Управлением по координации гуманитарной деятельности при ООН, в ноябре 2021 года количество беженцев внутри страны превысило полтора миллиона.
Следует добавить, что армия Буркина-Фасо не имеет стратегии. Среди военных процветает коррупция, отсутствуют необходимые средства. А большинство операций оборачивались неучами одна за другой. Попытка формирования так называемых отрядов самообороны провалилась. Дело в том, что ополченцы стали совершать преступления в отношении мирных жителей, особенно народа фульбе. Этих кочевников-скотоводов подозревают в близости к джихадистам.
Рост антифранцузских настроений
К тому же французы ведут военную операцию «Бархан». Её начали в 2014 году под предлогом «войны с терроризмом». Реальной же целью было расширение военного влияния Франции в пяти странах Сахело-Сахарского региона (Мали, Нигер, Буркина-Фасо, Чад и Мавритания). Но она так и не покончила с активностью джихадистских группировок, несмотря на точечные устранения нескольких одиозных эмиров. Наоборот, эта операция способствовала распространению джихадистских группировок, следующих стратегии герильи, по всему субрегиону.
На фоне частичного вывода и реорганизации французских военных подразделений (об этом в марте 2021 года говорил Эммануэль Макрон), Париж не признаёт, что операция «Бархан» не достигла поставленных целей. Вдобавок Франция утверждает, что «опирается на потенциал своих партнёров». Иными словами, на слабые армии стран региона. Французских военных также включают в состав «международного альянса», куда входят европейские страны. Однако непобедимая совместная сила «Сахельской пятёрки» по-прежнему так и не пришла им на смену.
Поэтому местные жители относятся к присутствию французских военных всё враждебнее. Ведь, несмотря на обещания, они не обеспечили им ни безопасности, ни стабильности.
Безнаказанность для джихадистов
5 июня 2021 года, после нападения на деревню Солхан в провинции Яга на севере страны, это недовольство переполнило чашу терпения. Там произошла самая страшная в регионе трагедия с 2015 года. Тогда в результате массовой резни погибли 160 человек, в том числе около 20 детей. В этом районе, в котором часто бывали боевики из «Группы поддержки ислама и мусульман» (имеющие тесны связи с «Аль-Каидой», запрещённой в РФ террористической организации), не было сил безопасности. А самое ближнее военное подразделение, дислоцированное в Себбе, находилось приблизительно в двадцати километрах. Поэтому военные приехали на место трагедии только спустя несколько часов после начала кровавой атаки.
Спустя несколько месяцев, в течение которых были совершены десятки атак и нападений, 16 ноября 2021 года произошла новая трагедия. Джихадисты атаковали подразделение жандармерии в Инате в провинции Сум. В результате были убиты 53 солдата. Этот гарнизон был предоставлен сам себе и лишён самого необходимого в течение нескольких недель. История получила широкую огласку. Поэтому президенту Каборе тогда пришлось пообещать провести расследование и перестановки среди высших военных чинов. Он также направил на место трагедии военачальников. Ранее их упрекали в том, что они отсиживаются в Уагадугу. Но сдержать возмущение так и не удалось.
В итоге протестное движение активизировалось, и была заблокирована французская военная колонна, направлявшаяся в сторону Нигера. С тех пор операции группировок джихадистов продолжаются на регулярной основе. Такие атаки с каждым разом всё больше выводят из строя государственную и военную систему страны. ВДобавок теперь стране угрожает распад государства. Вечером 24 января США и Европейский союз нарушили своё обычное молчание. Они официально потребовали «немедленного освобождения» президента Каборе.