Частные инвесторы любят телеграмм-каналы и соцсети. Но это не мешает 1,4 млн из них получать ленту «Интерфакса».
Владимир Герасимов, исполнительный директор Группы «Интерфакс», говорит о том, что ведущее российское финансовое агентство и в этой ситуации остается market-maker, а не market-follower и пока не готово жертвовать стандартами качественной новостной журналистики.
Финансовый рынок — огромная машина по потреблению и производству информации, он является зеркалом того, как инвесторы воспринимают различные политические, экономические, корпоративные события. Поскольку инвесторы — люди, то говорим тут не только о просто данных, но также о психологии, эмоциях. Так было всегда. Что изменилось? С одной стороны, появилось огромное число новых источников, вырос информационный шум. С другой, увеличилась доля непрофессионалов среди инвесторов и, отчасти, психология рынка.
Конечно, конкуренция за внимание каждого конкретного читателя выросла в огромной степени. Но у традиционных новостей, мы это точно знаем, есть свое место на рынке.
Энтузиасты соцсетей и Интернета убеждали нас, что скоро «ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — одно сплошное телевидение». Сама идея, что за новости надо платить — тоже, как говорили нам, пережиток прошлого.
Но ситуация изменилась. Многие качественные СМИ на наших глазах перешли к взиманию платы за подписку. С другой стороны, сами инвесторы прочувствали (в том числе на собственном кармане) опасности бесплатного сыра. Прочитайте большое расследование The Bell, опубликованное в декабре, про продажные Телеграмм-каналы для инвесторов. Мы об этом говорили уже давно. У нас была и собственная очень показательная история, когда один из Телеграмм-каналов использовал имя «Интерфакса», чтобы «разогнать» Сургут. Я уж не говорю про массовое воровство наших новостей как таковое.
В целом количество источников, доступных инвесторам, выросло. Но их добавленная стоимость с точки зрения информации — нет. Число производителей качественного, оригинального, полноценного контента на рынке примерное такое же, как было 20 лет назад. Если говорить конкретно про специализированные российские финансовые агентства, то их стало в несколько раз меньше. А вот число источников, транслирующих переработанную вторичную информация — да, выросло в десятки или даже сотни раз! Так что многие читают нас, не зная, что это «Интерфакс».
Когда возникла неопределенность, связанная с пандемией, и новые, непонятные риски, то люди резко увеличили потребление контента. При этом они искали более надежные, проверенные источники информации.
Это стало для нас очередным подтверждением, что ни социальные сети, ни Телеграмм-каналы, ни Твиттер Илона Маска не заменят ленты новостей. Так что по факту аудитория традиционных медиа (в том числе наша) — сильно расширилась за последние пару лет и за счет этого фактора.
Если вспомнить историю, то кризисы вообще часто приводили к медийным инновациям. Война в Персидском заливе стала поворотной точкой для CNN с ее онлайн-трансляциями. Выборы 2016 года в США укрепили влияние соцсетей...
В этом году мы — спустя 10 лет — переиздали наш агентский информационный стандарт. Он вышел в виде общедоступной книги, которую можно купить в магазинах.
Мы описываем там общие принципы нашей работы, подходы к освещению различных событий, форматы новостей, требования к факт-чекингу. Книга разрослась до 330 страниц. То есть за прошедшие с предыдущего издания годы объем пособия вырос в два с лишним раза.
Это связано с тем, что мы (как агентство) расширили спектр жанров, в том числе и с расчетом на аудиторию непрофессиональных инвесторов, сильно повысили требования к аналитичности материалов, расширили число источников, внедрили технологии по автоматизации обработки информации. Появилось больше нормативных ограничений в работе журналиста.
Наши заголовки по-прежнему пишутся для того, чтобы ясно и полно донести важную информацию, а не заполучить клики.
Мы по-прежнему не скрываем, откуда взяли информацию, не транслируем слухи, соблюдаем принцип объективности. И никогда не скрываем ошибки, если вдруг они, к сожалению, происходят!
Как бы мы ни ценили традиционную журналистику, но сегодня обязаны использовать в информационной работе алгоритмы, которые сами пишут тексты. Сегодня более 20% новостей в нашей финансовой ленте — сообщения, которые пишут роботы. Благодаря этому у журналистов остается больше времени для создания творческих, аналитических текстов, которые наиболее интересны читателям.
Если говорить о контексте, то в целом информационный рынок в сегменте B2B сильно изменился и усложнился.
Из более чем десятка российских поставщиков финансовой информации, с которыми мы конкурировали в конце 90-х, мало кто смог сохранить свой независимый статус или не уйти с этого рынка. Но это совсем не означает, что конкуренция снизилась. Скорее, напротив. Теперь информацию все чаще предоставляют как дополнительный сервис недавние IT-разработчики или различные платформы, в том числе международные.
Появился спрос на справочную информацию, на специализированные сервисы по управлению рисками и комплаенс, обработке big data, выполнению регулятивных требований. И это уже совсем не про новости.
«Интерфакс» работает сейчас не в двух-трех сегментах, как в начале 2000-х, а более чем в 10. И в каждом из этих сегментов у нас свои конкуренты.
Как агентство мы всегда работали не для массовой аудитории, а в интересах бизнеса с его самыми разнообразными потребностями. То есть уже в 90-х годах не только писали новости, но и составляли рэнкинги, рассчитывали фондовые индексы, присваивали рейтинги. Ориентировались на информационные задачи банков, брокеров, компаний. Следуя за потребностями рынка, все время искали новое: например, первыми запустили национальное рейтинговое агентство (затем его контрольный пакет купил мировой гигант Moody’s), первыми сделали в партнерстве с РТС Индексное агентство (оно рассчитывало, в частности, индекс РТС), потом — кредитное бюро.
Во-вторых, «Интерфакс» как агентство всегда занимался информацией. На ней мы, что называется, собаку съели. А ведь все наши B2B сервисы — не просто софт. Это, прежде всего, качественные, проверенные, переработанные, представленные в нужном виде данные.
30 лет назад нам и нашим клиентам не хватало информации. Сегодня такой проблемы нет. Главный вызов — каким образом все имеющиеся данные обработать так, чтобы клиент быстро узнал все, что ему надо, и при этом не утонул в потоке информации. Эту задачу мы решаем и с помощью новых технологий, обработки big data, а также используя наши компетенции.
О состоянии компании могут рассказать не только финансовые показатели, но активность покупателей на сайте и онлайн траффик, число вакансий, наличие чеков через онлайн-кассу.
Мы эти данные собираем, обрабатываем, рассчитываем скоринги, которые дают понятый вывод из всего этого океана данных. В результате мы научились оценивать финансовые риски даже для компаний, у которых вообще нет финансовой отчетности.
В-третьих, за эти годы мы накопили знания и в сфере IT, современных технологий, и тут тоже стали носителем уникальных компетенций, которые можем использовать для дальнейшего развития.
«Rusbonds для МСП» мы делаем и продвигаем вместе с Московской биржей. В частности, очень востребованным в 2021 году оказался инструментарий IR-поддержки, который благодаря нашему проекту стал доступнее для небольших компаний. Для них это важно, учитывая необходимость внятно доносить свою инвестиционную историю до более широкой аудитории инвесторов, показывать конкурентные преимущества.
В прошлом году перед брокерами, как мы помним, встала задача классифицировать российские и иностранные финансовые инструменты: какие из них можно предлагать неквалифицированным инвесторам без тестирования, какие — после прохождения тестирования, какие — только квалам. Вместе с Московской биржей первыми запустили решение, которое позволяет транслировать такие маркировки в отношении тысяч инструментов, и интегрировали его в торговую систему Московской биржи. Последнее особенно важно, так это позволило включить данные о статусе ценных бумаг прямо в бизнес-процессы участников рынка.
Конечно, такой сервис невозможно было бы создать в кроткие сроки, если бы в RU Data не была до этого создана качественная база данных с максимально подробными сведениями по всем финансовым инструментам. Такая информация сегодня востребована также инвесторами: более 30 брокеров уже используют ее в своих торговых приложениях.
Как уполномоченное агентство Банка России мы запустили в последнее время новые сервисы по раскрытию информации для эмитентов.
Система раскрытия — уникальный пример того, как важный элемент инфраструктуры финансового рынка был создан государством в партнерстве с частным сектором: сначала двумя, а затем пятью информационными агентствами. Без каких-либо затрат из бюджета и в соответствии с лучшей мировой практикой. Система работает 18 лет стабильно и надежно, бесплатна для потребителей, доступна для эмитентов: цена годового абонемента составляет для них порядка 20 000 руб. Инвесторы получают через единую точку входа и информацию обо всех существенных событиях (более 130 000 сообщений в год), и всю отчетность.
Поскольку агентства конкурируют между собой, то и линейка сервисов для эмитентов на e-disclosure.ru постоянно расширяется.
Мы, например, гордимся тем, что первыми решили проблему дублирования информации. Компаниям приходилось раскрывать одну и ту же информацию и для лент новостей, и для учетной системы. Вместе с НРД при поддержке Банка России мы запустили «единое окно», которое экономит трудозатраты эмитентов, давая им возможность выполнять регулятивные требования одним нажатием кнопки. Сейчас «единым окном» пользуется около 100 эмитентов, в наступившем году мы ожидаем дальнейшего роста этого показателя.
Радует, что сейчас, на волне размещений и роста интереса к фондовому рынку, у крупных компаний в целом выросли стимулы к публичности.
А то за последние 10 лет число эмитентов сократилось почти в 4 раза, что снизило, на мой взгляд, общую прозрачность российского фондового рынка.
Мы выделили в отдельную компанию бизнес по разработке IT-систем. Создание таких систем — стратегическое направление развития Группы, здесь мы видим хорошие перспективы для дальнейшего роста. Соответственно, за счет выделения разработки в отдельное юрлицо мы хотим укрепить конкурентные преимущества и культуру инноваций, стать привлекательнее для IT-специалистов. В «Интерфаксе» разработкой занимаются более 500 профессионалов, так что изменения в организационной структуре, как мы рассчитываем, должны помочь оптимизировать бизнес-процессы, активизировать поиск новых продуктовых идей, укрепить позиционирование «Интерфакса» в качестве ведущего поставщика IT-систем в сегменте B2B.
Более 30 лет назад "Интерфакс" начинался с новостного бизнеса. Этот бизнес остается в компании "Информационное агентство Интерфакс", которая занимается развитием новостных продуктов и Интернет-ресурсов.
При этом финансовый рынок остается нашим приоритетом и с точки зрения новостей, и с точки зрения продвижения IT-продуктов.
Полный текст интервью в Журнале Вестник НАУФОР №1 2022
#НАУФОР