Создание электронных курсов – забота не только общеобразовательных школ, чья детвора прячется по домам от коронавируса. Кому только не приходится учиться и переучиваться сегодня, когда профессии постоянно обновляются, а востребованность одних специалистов падает по мере того, как в гору идет спрос на другие умения и таланты. Рынок онлайн-образования - один из самых быстрорастущих. Мы видим бум корпоративных онлайн-курсов, создаваемых как внутри компаний, так и внешними разработчиками. Люди учатся, чтобы сменить профессию и работу. Или чтобы остаться на работе, не попав под сокращение из-за пробелов в квалификации. Многие становятся предпринимателями в образовании и пытаются монетизировать нажитое мастерство: создавать онлайн-школы или, в порядке первых проб, выкладывать в сеть отдельные уроки и вебинары. Осваивают возможности Zoom и Miro, ищут под себя наборы из бесплатных сервисов, начинают работать с редко используемыми прежде режимами анимации и интерактива в старом добром Power Point. Ниже мы поговорим об одной из ключевых составляющих в овладении искусством обучать дистанционно.
Как найти свою целевую аудиторию? Через какие каналы выйти на нее? Будет ли она готова заплатить за обучение? Если да, то сколько? Как выглядеть ярко и привлекательно на фоне конкурентов? Все эти вопросы онлайн-гуру должен решить прежде, чем запускать образовательный процесс. Но предположим, что путь к сердцу и кошельку слушателей уже протоптан, и теперь главное - не разочаровать их. Тогда во весь рост встает вопрос: как сделать онлайн-курс максимально интересным? Как вовлечь и замотивировать людей организацией и подачей самого учебного контента? Перечислим основные факторы, от которых это зависит.
Оптимальный уровень новизны и трудности
· Необходимо определиться с тем, каков уровень знаний и навыков у вашей аудитории на входе в обучение. Бывает ведь так, что одни осваивают новую область с нуля, а другие уже кое-что знают. И если предложить им одну и ту же программу, то кому-то будет скучно слушать уже известное, а кто-то не будет успевать. Поэтому полезно провести среди желающих анкетирование. И в случае, если разброс окажется большим, запускать сначала программу для менее подготовленных участников.
· Скорость введения информации должна быть такой, чтобы люди успевали усваивать, но при этом не оставалось времени отвлекаться.
· Новая информация обязательно должна закрепляться в итоговых выводах, контрольных вопросах и упражнениях. Если речь идет об усвоении практических навыков, необходимо отвести достаточно времени для их практической отработки в домашних заданиях или на электронных тренажерах.
· Слушателя желательно допускать к последующим частям курса лишь после того, как покажет удовлетворительный уровень овладения предыдущей частью. В противном случае он может столкнуться с непосильными трудностями.
Разбиение на законченные блоки оптимального объема
Весь материал необходимо разбить на законченные смысловые блоки. Объем каждого блока должен быть таким, чтобы даже самый неспособный, самый «тугодум» - смог просмотреть, выслушать, осмыслить и усвоить содержание «за один присест». Например, если речь идет о передаче знаний, это могут быть десяти-пятнадцатиминутные лекции с последующим закреплением на контрольных заданиях или интерактивных тренажерах. Важно избежать пресыщения и утомления, которые могут отбить охоту двигаться по программе дальше.
Логика пирамиды: новое в курсе вводится с опорой на уже освоенное
· В отношении как знаний, так и практических навыков действует правило: идем от простого к основанному на этом простом сложному. От букв – к словам, от понимания бухгалтерских проводок – к плану счетов, от понятия прибыли – к детальной аналитике затрат, от общих принципов гибкой разработки софта – к конкретным инструментам. То же и при освоении умений: от владения таблицей умножения – к умению умножать столбиком, от беглой навигации в главным меню компьютерной программы – ко все более глубоким опциям.
· При введении даже минимальной информационной единицы – формулы, правила, понятия – каждый раз спрашивайте себя: будут ли понятны слушателям все термины, используя которые вы вводили нечто новое? Были ли они разъяснены в предыдущих частях курса? Понятность, объяснение и введение нового через уже известное - должны связывать сквозными линиями все части материала, от начала лекции или урока до их конца, от первого занятия по программе до последнего.
Лучше один раз увидеть
Везде, где возможно, заменяйте или сопровождайте рассказ показом. Визуальная информация легче воспринимается, быстрее усваивается и прочнее запоминается. А в каких-то случаях – оказывается единственно возможным способом донести знание до аудитории. Ваш рассказ неизбежно окажется громоздким, путаным и непонятным, если вы пытаетесь, например, без наглядных материалов объяснить, как собрать мебель из панелей, винтов и колесиков.
Навигация и возможность откатить назад
Учебный курс должен быть снабжен навигационной схемой, показывающей последовательность его частей. Должна быть предусмотрена возможность перейти от текущего фрагмента курса на любой предыдущий, чтобы освежить в памяти или углубиться в детали, которые прежде были усвоены слишком поверхностно. Для удобства пользователей можно предусмотреть возможность вызова навигационной схемы из меню на текущий экран.
Объясняйте смысл каждого блока
Для того, чтобы обучение проходило более осознанно, каждую часть, раздел, лекцию, урок – желательно предварить кратким пояснением: как связана эта часть курса с последующими и предыдущими частями, со всем курсом в целом. И какие полезные знания или навыки учащиеся приобретут в результате освоения именно этой части. Следуйте этой рекомендацией разумно и гибко: в каких-то случаях пояснение не требуется в силу его очевидности, в каких-то – фрагмент может не иметь самостоятельного «прикладного» значения и необходим лишь для перехода к последующим частям.
Переключения между типами контента
Привлекательность курса и его способность удерживать внимание можно повысить за счет разнообразия типов контента внутри каждого сеанса. Когда речь спикера чередуется или монтируется с графическими слайдами, анимацией, аудио или с видеофрагментами, происходит переключение внимания слушателей. За счет этого внимание не успевает «устать» от одного и того же режима восприятия. Такие переключения позволят без снижения комфортности обучения увеличить длительность и информационную емкость каждого сеанса.
Интерактивные тренажеры и контрольные задания
· Контрольные задания после каждого смыслового блока необходимы для того, чтобы оценить усвоение пройденного. Задания в форме закрытого перечня вопросов – самый распространенный, но и наиболее скучный для учащихся вариант. Скуку вызывает уже тот факт, что закрытые перечни широко распространены и люди сталкиваются с ними постоянно. Нет новизны, нет интриги. Вторая причина слабости такого решения: как правило, списки вопросов не побуждают думать, не содержат задачи на сообразительность. Требуется просто запомнить и воспроизвести то, что было предложено на мини-лекции. Современные средства конструирования электронных курсов, такие как LearningApps, WordWall и подобные им, предлагают целый набор альтернатив закрытому перечню. Например, классификацию или установление попарных связей между элементами. Само по себе это более интересно, даже если смысл заданий останется тем же, что и в закрытом перечне вопросов.
· Кроме того, задания на основе манипулирования объектами на экране могут использоваться не для контроля усвоения, а для организации самого усвоения. Здесь срабатывает известная психологическая закономерность: при активной работе с материалом он усваивается лучше, чем при простом запоминании. Соответственно, некоторые из тех заданий, что используются для контроля, можно вставлять как тренажеры не на границе перехода от блока к блоку или от сеанса к сеансу, а внутри единиц учебного материала.
Мгновенная обратная связь
· Особенно важна мгновенная обратная связь при работе на интерактивных тренажерах. Тренажеры с немедленной обратной связью имеют самостоятельный вовлекающий потенциал и могут даже вызвать спортивный азарт у слушателей.
· В тех случаях, когда это возможно технически и вписывается в отведенный бюджет, обратную связь не обязательно сводить к сигналами «Верно» и «Неверно». Когда задания достаточно трудны, окончательный вердикт могут предварять дозированные подсказки.
· Для заданий повышенной трудности желательно предусмотреть не просто оценку «верно-неверно», но также и объяснение: что именно оказалось неверным в решении, в чем именно допущена ошибка.
Введение элемента соревновательности
· Любая деятельность может получить дополнительный вовлекающий и мотивирующий движок, если она протекает как соревнование. Учебный курс можно, например, при помощи сервиса mentimeter, оснастить счетчиком числа верно выполненных заданий – и вывести результаты на визуализированные графики. Это позволит всем видеть успехи и рейтинг каждого из участников учебной группы, или даже успехи и рейтинги отдельных команд. По ходу обучения лидеры и отстающие обычно не засиживаются на одних и тех же местах, рейтинги меняются, и это создает захватывающую динамику.
· Кроме того, особенно если программой предусмотрено «ручное» сопровождение учащихся и общение с наставниками, соревнования можно проводить и в других номинациях. Например, кто задаст больше точных осмысленных вопросов. Или чей вопрос наставник оценит как лучший. Это не только внесет дополнительный соревновательный момент, но и поможет усовершенствовать курс в его новой версии.
Отсутствие технических сбоев
При отладке курса важно иметь в виду: выключение звука, зависание картинки, перебои с питанием и другие неполадки расхолаживают участников, могут раздражать их и в любом случае выбрасывают из процесса, в который они были включены.
Высокое качество аудиовизуальных материалов
Четкость и контрастность изображений, чистота цвета, качество звука – могут играть в обучении далеко не последнюю роль. Особенно если придется работать с молодежной аудиторией, привыкшей к высокому качеству картинки, звука, передачи речи или музыки.
Эргономичность подачи материала
Дикция, обаяние и эмоциональный напор лектора. Оптимальный темп речи. Грамотный, не напрягающий глаза и облегчающий восприятие подбор цветов на слайдах. Грамотно выстроенная композиция фигур в изображении. Оптимальный уровень «визуальной плотности слайда», когда он выглядит как не слишком пустым, но и не слишком загроможденным. Все эти тонкости пользователь улавливает, порой даже на бессознательном уровне. И все это оказывает влияние на его желание или не желание смотреть и слушать.
Принципы понятны. Но как их воплотить в конкретном курсе?
Конечно, далеко не всегда предложенные рекомендации можно выполнить с первого раза, даже если у разработчиков высшее педагогическое, дизайнерское или художественное образование. Поэтому при разработке курса желательно тестировать его фрагменты на людях, близких по возрасту, компетенциям и культуре к будущей аудитории. Все ли понятно? Нет ли раздражающих или мешающих усвоению моментов? Не слишком ли утомительно? Что можно было бы улучшить? Обсуждать эти вопросы следует в индивидуальных беседах или на фокус-группах по ходу или сразу после знакомства с пилотным фрагментом. И, конечно же, позаботиться о непринужденной доверительной атмосфере.