«И здесь нельзя умолчать о появлении в Чехословакии среди некоторых деятелей кино и литературы ошибочных идейных позиции, прямо приводящих к полному отказу от принципов социалистического искусства. Это началось исподволь, не сразу. Так, уже с конца 50-х годов в искусстве и литературе появилась тенденция к дегероизации, к односторонне критическому изображению жизни, показу человека, стоящего как бы на обочине главного пути жизни... Потом возникла более отчетливая идея «переоценки ценностей». Это коснулось и современной темы, и изображения войны.
Вспомним появившийся несколько лет назад фильм «Карета в Вену» Яна Прохазки и Карела Кахини. В этом фильме авторы рассказали историю последних дней войны с единственной целью осудить всякую войну, в том числе и прошедшую, как бессмысленное насилие человека над человеком. «Война — это лишь мотор смерти», — заявил в своем объяснении к фильму Ян Прохазка. В фильме еще более жестокими убийцами, насильниками, нежели фашисты, предстают герои сопротивления — партизаны. «Убийства на войне направляются своими собственными законами»,— утверждает Прохазка.
Фильм «Карета в Вену» оскорбил чувства тех, кто сражался в Чехословакии за победу над фашизмом, во имя счастья и мира на земле. Гнетущее чувство глубокого недоумения вызвала у прогрессивной общественности эта картина, показанная и премированная два года тому назад на Карлововарском международном кинофестивале.
Потом Прохазка еще больше «прояснил» свою позицию. В газете «Литсрарни листы» № 1 (март 1968 года) он, призывая к «демократии» и «свободе», требует забыть о прошедших послевоенных двадцати годах, ибо, по его мнению, это был «обходной путь, полный страданий».
Кроме Яна Прохазки есть и другие теоретики современного антисоциализма, и среди них наиболее активный — Иван Свитак. Воспевая «молодую волну» чехословацкой кинематографии, среди представителей которой немало одаренных, интересных художников, Свитак безоговорочно хвалит всех. Его нимало не смущают такие откровенно антигуманистические, подражательные фильмы, как, например, «Конец августа в отеле Озон» или «Отель для иностранцев». «Здесь можно с полным правом говорить о киночуде»,— утверждает он. Свитака привлекают увиденные им в работах некоторых молодых такие черты, как «восприятие человека, как абсурдного, фрагментарного или отчужденного существа в моменты кризиса». Автору нравится «игра в искусстве с собственным восприятием». «Нужно приветствовать тему отчуждения человека, философский, антропологический материал, как актуальный и достоверный ответ чехословацкого кино на современные темы. Здесь истоки его успехов».
В итоге все это приводит Ивана Свитака к выводу: «социалистическое искусство не должно обладать определенной (марксистской) направленностью». Это высказывание, как нам кажется, уже в комментариях не нуждается. Теориям подобного рода противостоит развивающаяся, вечно живая философия марксизма-ленинизма, как известно, совершенно иначе определяющая задачи и цели искусства» (Цит. по: передовая статья «В интересах дружбы» // Искусство кино. 1968. № 1. С. 2).