Зима у нас уже заканчивается, настал последний зимний месяц февраль, весна на подходе. На Руси весну встречали всегда очень бурно и весело, соблюдая множество обрядов, обьединенных единым праздником Масленицы.
Во времена язычества начало Масленичной недели связывалось с днем весеннего равноденствия (22-24 марта), который традиционно считался началом нового года, но с приходом христианства ее начало стало прыгать, так как стало связываться с Пасхой и предшествующим ей Великим постом, но суть ее от этого не поменялась: Масленица обозначала не только конец зимы, но и начало полевых работ, во время которых особо не почревоугодничаешь и не повеселишься.
Масленица (или, по-церковному, Сырная неделя) праздновалась на Руси широко, в некоторых местах еще с Пестрой недели или Малой Масленицы - последней недели перед Великим постом, когда еще можно употреблять мясо. Сама же Масленичная неделя не была однородной, делясь на Узкую Масленицу (понедельник, вторник и среду) и Широкую Масленицу (четверг, пятницу, субботу и воскресенье), различающиеся тем, что на Узкую Масленицу еще работали, то на Широкую только гуляли. Первый день Масленицы - Встреча, посвящался поминовению умерших, в этот день начинали печь блины (на Украине - сырники), первый из которых обязательно отдавали малоимущим на помин души, посещались кладбища, топились специальные бани для предков, на Витебщине проводили специальный обряд "Похороны Деда (предка)", ныне внесенный в список нематериального историко-культурного наследия Беларуси, также оборудовались места гуляний.
Вторник Масленичной недели или Заигрыши с нетерпением ждала молодежь, ведь на этот день приходились смотрины женихов и невест, молодые знакомились с родителями друг друга, а также засылали сватов, дабы после Великого поста на Красную Горку сыграть свадьбу.
Среда Масленичной недели или Лакомка (в Полесье - Скоромная среда) служила укреплению отношений в семье, важным элементом которых служили и служат отношения зятя и тещи. В этот день зять отправлялся к теще на блины, где она его хорошо кормила и за трапезой, в спокойной обстановке, решались все наболевшие вопросы. Этот обряд имел психотерапевтическую функцию и способствовал созданию и сохранению благоприятного микроклимата в семье.
На четверг приходилось начало Широкой Масленицы или Разгуляй. В этот день вся хозяйственная деятельность останавливалась, начинались массовые гуляния, в последний раз перед Великим постом сходились кулачные бойцы, в редком доме не проводилось пирушки, посвященной проводам зимы. Обязательным завершением разгуляя был штурм снежной крепости.
В пятницу, на Тещины вечерки, зять уже благодарил тещу за оказанное в среду гостеприимство, приглашая ее и родню жены к себе на блины, показывая свое радушие и богатство. Подобная пирушка не только была возвращением долга за тещины блины, но и служила своебразной рекламой и зятя как успешного хозяина, и его родных как потенциальных женихов и невест.
Суббота Масленицы, Золовкины посиделки, была днем, когда себя во всей своей красе показывали жены, приглашавшие на застолье сестер мужа (золовок), родственников их мужей, а если те были незамужем - то и их незамужних подруг. Золовкины посиделки не только улучшали отношения между разными деревнями и многочисленными родственниками, но и служили рекламой девиц и парней на выданье.
Последний день Масленицы не нуждается в представлении. Смысл Прощенного воскресения в том, что нельзя приниматься за работу и входить в новую жизнь с грузом на сердце, поэтому в этот день обязательно просили прощения и прощали, навещали кладбища, проводили дома генеральную уборку, а в завершение весь скопившийся за год негатив уничтожался вместе с чучелом Мары по-разному в разных местах (сжигался, топился или хоронился). С момента первой Масленицы прошли уже тысячи лет, многие ее обряды были или забыты, или поменяли свой смысл, но по-прежнему Масленичная неделя широко и весело отмечается по всей России.