Перекрестки… Как много их встречается на нашем пути? Сотни? Тысячи? Может быть, сотни тысяч? Многие из них мы даже не замечаем. Согласитесь, по пути на работу мы не думаем, куда свернуть - мы делаем это «на автомате»: вот сейчас нужно повернуть на эту улочку, потом проскочить этот переулок и мы у цели. А есть и те перекрестки, которые, не задумавшись пройти не возможно, на которых нужно остановиться и всё взвесить.
Вот как раз на таком перекрестке находятся ученики девятых классов. У них остались считанные месяцы, недели и дни для того чтобы принять окончательное решение: остаться в школе или уйти получать профессиональное образование. Куда свернуть на этом перекрестке? Сейчас решать этот вопрос предстоит самим детям, а подсказывать родителям и наставникам.
Мы встретились с учениками девятого класса Карапсельской средней школы №13 – одноклассниками моего старшего сына. Они поделились своим мнением и, уже совершенно по взрослому, обосновали свой выбор.
Мой выбор. Мое решение.
Данил: Я решил пойти в 10-11 класс, потому что хочу поступить сразу в высшее учебное заведение. Меня интересует физико-математическое направление. У меня даже мысли не было уходить после девятого класса. Родители мне помогли в выборе направления дальнейшей учебы, но в 10 класс я решил пойти самостоятельно. Они не подсказывали, не давили. К выбору тех одноклассников, которые решили уйти, я отношусь с уважением. Они так решили. Желаю им только удачи. Я считаю, что они к этому готовы, даже если придется покинуть дом и жить в другом месте, например в общежитии или у родственников. Я считаю, что и сам готов, но пока я не ставлю перед собой такой задачи.
Юрий: Я решил более основательно подготовиться к взрослой жизни. Именно поэтому решил остаться в 10-11 классе. Каждый выбирает сам для себя дорогу. Если мои одноклассники решили, что они пойдут учиться профессии уже сейчас, то я считаю, что это достойный выбор. Сам же я прямо сегодня не готов оставить дом, оставить родителей. К тому же я хочу поступать в медицинский вуз или колледж, а туда после девятого класса не принимают.
Павел: Я остаюсь учиться в 10 и 11 классах. После 11 будет более широкий выбор профессий. Какое-то время я сомневался: остаться в школе или уйти в другое учебное заведение. Я пока сам не разобрался: какую профессию выбрать. Была мысль пойти учиться на машиниста, потому что папа работает машинистом, а с другой стороны хотелось бы поступить в военное училище. Так что эти два года в школе для меня время подумать и принять решение уже окончательное.
Алина: Я решила покинуть школу после девятого класса. Мне кажется, что колледжи, училища и техникумы дадут нам такое же образование, что и в школе. Но! При этом мы получим еще и профессию. Я профессию уже выбрала - буду поступать на библиотекаря-организатора в Канский библиотечный колледж. Никаких страхов и опасений у меня эти перемены не вызывают, я готова встретиться с новыми людьми и влиться в новый коллектив.
Михаил: Я решил уйти после девятого класса, потому что не вижу смысла тратить два года в школе. Я решил поступить хитрее, чем мои одноклассники: пойду учиться в техникум при университете. За это время я пройду школьную программу и больше этого. А после этого техникума я поступлю сразу в университет на второй курс. Смогу и учиться и работать. Я выбрал Красноярский Техникум цветных металлов и золота. После этого планирую работать на металлургическом заводе. Прежде чем выбрать учебное заведение, я долго просматривал: какие профессии сейчас наиболее востребованы, где есть рабочие места. Выбирал между металлургом и кузнецом. Но на кузнеца учат только в Иркутске, а это далековато, поэтому выбрал Красноярск и профессию металлурга.
Это мои дети.
Эти ребята считают себя уже очень взрослыми, но все равно за них переживают и родители, и все школьные учителя, и тем более классные наставники. Вот и классный руководитель этих ребят Нина Владимировна переживает: «Как там мои экзамен сдадут? Как у них жизнь дальше сложится?». Её переживания можно понять - она уже несколько лет им как вторая мама… а то и первая, ведь в школе дети сейчас проводят больше времени, чем дома.
Нина Мирошниченко, классный руководитель 9 класса Карапсельской СОШ №13: Я, конечно, за них переживаю, но это выбор каждого ребенка. Кому-то хочется уйти из школы, кому-то остаться. Да, те, кто решил уйти после девятого класса, раньше войдут во взрослую жизнь… Но когда-то всем это надо сделать. Я думаю, что мои ребята к этому уже готовы. Особенно заметны изменения, которые произошли за этот год. Они стали заметно взрослее и серьёзнее. Я думаю, что все у них будет хорошо. Они рассуждают уже по-взрослому. Они дети, но они взрослые дети.
Мой выбор уже сделан.
Своим мнением поделились и те ребята, которые уже учатся в средне-специальных учебных заведениях, и те, кто их не так давно закончил... Алексей поступал после одинадцатого класса и покинул далекий северный город Норильск, чтобы учиться здесь.
Алексей, студент Канского технологического колледжа: Все мы в девятом классе думали: продолжить обучение в школе или пойти уже обучаться профессии. Я выбирал сам. Родители меня не принуждали ни остаться в 10-11 класс, ни уйти. Мама и папа, конечно, давали советы, но это был мой выбор - слушать их или нет. И учебное заведение выбрал сам. Я за то, чтобы побольше провести времени с родителями. Не надо никуда торопиться. В средне-специальное учебное заведение ребята смогут поступить и после 11 класса. Лучше подольше пожить дома. Я сейчас живу у родных людей - у бабушки с дедушкой в Карапселе, но по родителям всё равно скучаю. Даже после одинадцатого класса расставание с домом - это сложно.
Я родитель.
Я сама мама девятиклассника. Да, конечно, мы с сыном разговаривали, обсуждали его дальнейший жизненный путь, советовались. Вместе рассуждали о плюсах и минусах разных профессий. Но я, как мама, считаю, что мой ребенок не готов меня покинуть. Или я не готова его отпустить… Пусть он лучше пока побудет со мной. Мне кажется, я многому ещё смогу его научить… Да и сын у меня такой, что всегда благодарно прислушивается к советам. Мне всё же кажется, что у него даже бытового опыта какого-то не хватает: как себе постирать, как приготовить. Так что - это время нам дано, чтоб всему этому научиться. Но есть и родители с другим мнением… И нет среди этих мнений ни правильного, ни не правильного - они просто разные.
Виктор, отец девятиклассника Андрея: Я не могу сказать, что до конца поддерживаю выбор своего ребёнка. Возможно, мне хотелось бы, чтобы он закончил одиннадцать классов, а потом поступил в высшее учебное заведение. Однако, мой ребёнок выбрал другой путь. Он решил поступать после девятого класса в Канский технологический колледж и обучаться специальности «программист». В любом случае, я его всегда буду поддерживать, но настаивать на своем мнении и давить на ребенка не буду никогда. Я считаю его уже достаточно взрослым для того чтобы принимать самостоятельные, взвешенные решения. Мама, конечно, переживает намного больше, но вы – женщины - в принципе намного более эмоциональный народ. Я её успокаиваю: «Парень взрослый - справиться! А мы будем рядом!». И Андрей отнёсся очень осознанно к этому выбору: он был и на экскурсии в этом учебном заведении, и общался с теми ребятами, которые уже выпустились, и теми, кто еще учиться. Он готов сделать этот шаг. Возможно, этот выбор еще измениться. Я приму любое его решение.
Не переживайте, мы поддержим!
Тревоги выпускников девятого класса, их родителей и классных руководителей разделяют руководители средне-специальных учебных заведений. В любом случае, это будет новая среда, новая схема обучения, новый коллектив. Но, в тоже время, они успокаивают родителей и ребят, решившихся, на этот шаг: «Если выбор действительно сделан осознанно, то все будет хорошо».
Виктория Карпец, преподаватель, ответственный секретарь приемной комиссии Канского библиотечного колледжа: Мы уже на протяжении одиннадцати лет набираем детей после девятого класса. К нам приходят ребята не только из нашего города, нашего района и соседнего с нами Иланского района, но и со всего Красноярского края и из других регионов России. Конечно, приходят разные дети… Допустим, если к нам поступило пятьдесят человек, то бывают случаи, что человек пять из них понимают, что совершили ошибку. Они отсеиваются в первый год обучения. Остальные укрепляются в том, что сделали правильный выбор, потому что это же не только ежедневное обучение, но и участие в массовых мероприятиях, задействованность в творческих коллективах. Это их увлекает, и, можно сказать, даже засасывает. Многое зависит еще и от родителей, от того насколько они смогли привить детям самостоятельность. Есть дети очень самостоятельные, а есть и такие, кто разлуку с родителями не выдерживает. Если говорить о городе Иланском и Иланском районе, то в этом году у нас десять человек поступило на базе девяти классов и никто из них не отсеялся - все успешно учатся, несмотря на то, что у нас нет общежития и им приходиться ездить из одного города в другой. Мы же в свою очередь постоянно на связи с родителями, у нас постоянно проходят родительские собрания. Родители всегда в курсе жизни колледжа. Даже если дети к нам приходят не совсем самостоятельные, то у нас они приобретают эту самостоятельность буквально на глазах. А мы им помогаем.
Константин Коноваленко, директор КГБПОУ "Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства": Мы много работаем в направлении профориентации, рассказываем школьникам о тех, специальностях, к которым готовят в нашем учебном заведении. Это именно рабочие профессии и, зачастую, ребята делают свой выбор уже осознанно. В нашем учебном заведении проходят дни открытых дверей, и ребята сами могут посмотреть, куда они придут учиться. Кстати, хотелось бы выстроить отношения с учебными заведениями Иланского района, потому что у нас пока таких рабочих связей нет. А ребята к нам все равно приходят учиться, но, возможно, они делали бы это более осознанно. Мы все равно выезжаем в Иланский район и в сам город Иланский, проводим круглые столы, рассказываем о том, какие профессии можно получить в нашем учебном заведении. И у нас достаточно много ребят учиться из Иланского и Иланского района. У нас есть общежитие. Для ребят мы проводим множество физкультурных и культурно-массовых мероприятий, чтоб было больше возможностей провести время в неформальной обстановке друг с другом и познакомиться поближе. С ребятами работают воспитатели, психологи… То есть, по сути, мы относимся к ним ещё как к школьникам, мы продолжаем их опекать. А на счет готовности покинуть дом, я так скажу - люди в Великую Отечественную войну в 16 лет уже полками командовали! Так что, если ребёнок в этом возрасте принимает какое-то решение – стоит его поддержать. Возможно, именно этот путь будет самым правильным.
Вместо вывода.
Какой вывод можно сделать после того, как мы услышали мнения ребят, мнения родителей, будущих и нынешних наставников? Да никакого… Каждый должен решать сам для себя: уйти из школы или остаться. А мы -родители, конечно, привыкли вести ребенка за руку… Но… Перекрёстки… И этот - один из главных на жизненном пути наших детей. И здесь главное, руку ребёнка отпустить и дать самому сделать шаг. И не важно, какое направление он выберет: остаться в школе или пойти получать профессию… Важно, выпустив руку ребёнка, оставаться рядом и поддерживать его. Идти чуть-чуть позади, прикрывать ему спину, как ангел хранитель, немножко обнимая крыльями... Взрослые они уже, надо признать за ними право ошибаться или принимать правильные решения. Удачи вам, наши взрослые дети. Вы и в сорок, и в пятьдесят будете для нас малышами. Но сейчас вы сами выбрали путь. Мы рядом.
Эту статью я писала год назад для нашей районной газеты. Здесь она публикуется впервые. Возможно, кому-то из родителей сегодняшних девятиклассников она будет полезна.
Мой сын Юра с намеченного пути пока не свернул – он по-прежнему собирается связать свою жизнь с медициной. Его одноклассница Алинка изменила своё решение и перешла в 10й класс. Миша поступил в то учебное заведение, которое выбрал и успешно учится. Даня ушёл из нашей сельской школы в городской лицей.
Как вы, родители старшеклассников, переживаете (или переживали) этот этап взросления своих детей? Делитесь, пожалуйста, опытом в комментариях.
Спасибо, что прочли. Если статья понравилась – ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал: будем разговаривать, спорить и рассуждать на самые разные темы.