Это единственный в России действующий ежедневный поезд на паровом ходу. Маршрут занимает всего час от городка Сортавала в Карелии до природного парка Рускеала. Поезд состоит из шести он из вагонов — двух купейных из Сортавала, двух из Москвы и двух вагонов-ресторанов. Интерьеры вагонов и форма обслуживающего персонала стилизована под эпоху конца XIX начало XX века, поэтому, конечно, от желающих доехать до горного парка «Рускеала» в таком красивом антураже нет отбоя. Особенно это ощутимо в выходные дни, когда билеты на ретро-поезд можно просто не успеть купить, настолько быстро их разбирают. Пока в «Рускеальском экспрессе» всего 91 место и 3 вагона.
А везёт эти вагоны самый настоящий советский магистральный товарный паровоз типа 1-5-0СО18—2018. Аббревиатура СО — это имя Серго Орджоникидзе, народного комиссара (руководителя) тяжелой промышленности СССР в период 1930-х годов ХХ века. Изготовлен этот могучий старик аж в 1941 году на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции. В общем, машина с богатой историей и определённо заслуживает внимания.
Сейчас «Рускеальский экспресс» — это увлекательный туристический аттракцион, который лишь частично выполняет задачу перевозки туристов, желающих посетить горный парк «Рускеала». Однако у руководства парка и руководителей РЖД большие планы на это направление. Так уже в следующем году планируется увеличить пассажирскую вместимость экспресса и добавить к составу ещё три вагона.
Интересно, что для того, чтобы поставить «Рускеальский экспресс» на рельсы путейцам пришлось отремонтировать 2,5 км железнодорожных путей, восстановить платформу на станции Сортавала, «вернуть к жизни» поворотный круг веерного депо и подвести специальные коммуникации для полноценного обслуживания паровоза и заправки водой его парового котла.
Второй альтернативный традиционный путь в парк - авто транспортом за 40 минут.
Я воспользовался в разные дни обеими путями. Сначала на ретро поезде, что бы оценить его романтические интерьеры. А на следующий день на авто, что бы поснимать паровоз со стороны на маршруте. Лучшая локация для съемок это левая сторона от авто трассы с холма возле еще одной туристической достопримечательности горы Паасо. Интерьер пестрит живописными фотографиями ретро поезда на старинном финском мосту но увы повторить их крайне сложно, эта локация не входит в ежедневный маршрут и доступна только во время редких заказных спецрейсов.
Горный парк представляет собой туристический комплекс для однодневной прогулки. Основой комплекса является объект культурного наследия, памятник истории — заполненный грунтовыми водами бывший промышленный карьер для добычи мрамора.
Каменоломни, обнаруженные пастором-краеведом, членом Вольного экономического общества Самуилом Алопеусом, начали разрабатываться в 1765 году, в начале правления российской императрица Екатерины II. Первыми разработками руководил «каменных дел подмастерье» Андрей Пилюгин, которого консультировали итальянские специалисты.
На месторождении было заложено 5 карьеров, на которых с помощью бурения и закладки пороховых зарядов добывался мрамор 4-х цветов — пепельно-серого, серо-зеленого, белого с серыми прожилками и бело-сине-серого. На добыче камня было занято до 500 человек местного населения.
Мрамор использовался в сооружении значимых зданий Cанкт Петербурга и дворцовых пригородов. Им облицован Иссаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Зимнего дворца (Государственного Эрмитажа), обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также во второй половине XX века — подземные залы станций Приморская и Ладожская Ленинградского метрополитена.
Архитектор Огюст Монферран неоднократно посещал мраморные разработки в годы сооружения Исаакиевского собора в 1818—1858 года.
В 1846 году, после постройки пильного и шлифовального завода и организации производства извести из осколков мрамора, количество рабочих, занятых на ломках, достигло 800 человек.
В 1939—1947 годах карьер не действовал. Производство на мраморно-известковом заводе было возобновлено в 1947 году и действовало до начала 1990-х годов. Производилась добыча мрамора в блоках в небольшом количестве, а также мрамора для производства извести, декоративной крошки, известковой муки и щебня разных фракций.
В 1998 году главный карьер мраморных ломок принят на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия.
В 1999 году главный карьер мраморных ломок включен в международный туристский маршрут «Голубая дорога».
В 2010 году в Рускеале прошла значительная часть съёмок фильма «Тёмный мир».
С 2017 года в горном парке проводится летний музыкальный фестиваль «Ruskeala Symphony».
1 июня 2019 года со станции Сортавала до горного парка Рускеала был запущен туристический ретропоезд на паровой тяге, интерьер которого выполнен в стиле «Николаевского экспресса».
фото Сергея Русанова (С)