Почему Россия вкладывает большие деньги в рыбную промышленность?
Правительство РФ выделит из бюджета 900 млн рублей на строительство научно-исследовательского морского крупнотоннажного судна. Об этом сообщил Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин в рамках оперативного совещания с вице-премьерами.
Публикация с таким заголовком появилась вчера на официальном аккаунте Российского Федерального агентства по рыболовству. С помощью нового судна учёные смогут проводить широкий спектр исследований в мировом океане – от подводных до метеорологических. В том числе это позволит расширить ресурсную базу российского рыболовства.
К сказанному стоит так же добавить, что эта сумма меркнет на фоне:
- Всего не обновление отечественного научного-исследовательского флота в ближайшие 4 года Правительство РФ выделит более 23 млрд рублей.
- В 2020 году было направлено около 28 млрд рублей на создание 2 научно-исследовательских судов неограниченного района плавания, в ноябре 2021 года состоялась закладка килей этих судов. Их строительство планируется завершить в течение трех лет.
Кроме того, глава Росрыболовства Илья Шестаков отмечал, что обновление научно-исследовательского флота стратегически важно для развития отрасли: «сейчас строится порядка 100 промысловых судов, но рыбная отрасль не может жить без научного флота, она не может жить без ресурсных исследований. Если не будут приняты соответствующие решения о том, какой объем квот можно предоставить, то рыбаки на следующий год не смогут выйти в море. Рыболовецкий научный флот – это важная и огромная составляющая всего комплекса».
И здесь можно было бы ограничиться пояснениями о необходимости обеспечения учёных современной техникой и прочие общие, обтекаемые фразы. Не слишком убедительно звучащие для простых людей. Особенно на фоне фигурирующих миллиардных инвестиций. Поэтому я решил дать свой комментарий к этой новости. Сформулировав ответ на вопрос: почему правительство принялось вкладывать такие средства в рыболовную промышленность. С чем это связано и о чём говорит.
Промысел – что скрыто от глаз!?
Когда мы говорим о рыболовном промысле, то чаще всего упоминаем небольшие прибрежные суда, баркасы, да ставные сети, что, например, десятками стоят вдоль кронштадтского КЗС. Иногда нашему взору предстают проржавевшие судёнышки, что ведут траловый и сетевой лов в центральной части Финского залива или Ладожском озере. Чем, к слову, наносят существенной урон экосистеме и без того запрессованных водоёмов.
На профильных ветках, посвящённых любительской рыбалке, регулярно появляются посты негативного содержания, посвященные промыслу на внутренних водоёмах. В действительности, если мы представим современный тральщик и ковш его трала, то судно будет тем, что мы видим. А огромный ковш, скрытый от глаз под поверхностью воды – истинный масштаб этой отрасли.
Давно не секрет, что ведущие и не очень державы ведут борьбу за ресурсы. И если ископаемые по сути давно поделены географическим границами стран. А ценность и значимость их меняется по ходу развития человечества. То рыба, как важнейший стратегический ресурс, обеспечивающий продовольственную безопасность страны, не только не теряет свою актуальность. Скорее наоборот.
Сегодня в мире вылавливают и добывают около 100 млн тонн различных ВБР (к ним относятся и рыба, и крабы и прочие морские гады). Около 20 млн тонн вылавливает Китай. На втором месте (кто бы мог подумать) Индонезия. Правда почти с троекратным отставанием с общим объёмом около 6,5 млн тонн. Индия, Вьетнам и США тоже добывают примерно по 5-6 млн тонн. Следом идёт Россия со своим выходам к трём океанам и самой большой протяжённостью морских границ. Наш промысел добывает около 4,7 млн тонн морепродуктов.
Практически весь этот объём добывается в открытом океане. Чтобы было яснее. При объёме вылова в 4,7 млн тонн, суммарная промысловая добыча для всего Северо-западного региона (за исключением Финского залива Балтийского моря, т.е. только на внутренних водоёмах) составляет порядка 50 т. тонн рыбы. (в реальности, конечно, больше, но в сравнении с общим объёмом всё равно не значительно). Другими словами, промысел на внутренних водоёмах практически не играет роли в стратегическом смысле. Но об этом мы подробнее поговорим в следующий раз.
Зачем стремиться добывать больше рыбы? Ответ вполне очевиден. Помимо обеспечения внутренних потребностей рынка. Той самой «продуктовой безопасности», с экономической точки зрения интересен и экспорт. Приведу небольшой пример. В конце прошлого года у набережной Невы в Петербурге ошвартовался недавно построенный (в рамках той самой программы инвестиционных квот) траулер «Норвежское море». Спущенный со стапелей Выборгского судостроительного завода. Трюмы этого современного судна, оборудованного линией безотходной переработки улова, вмещают порядка 1,5 тыс. тонн улова. При этом за один только подъём судно может принимать на борт до 100 тонн рыбы. Впрочем, такой улов является исключительной удачей. Сколько это в денежном эквиваленте? Рыночная цена трески (основной улов судна) порядка 450 рублей за кг. Представим, что в порту рыбу будут сдавать по цене 220 р/кг * 100 000 = 22 000 000 только один, пусть и очень… исключительно удачный подъём трала.
Так вот, чтобы эта «удача» сопутствовала промыслу и требуется большая научная подготовка. Исследование морских глубин, путей миграции рыбы. Что включает в себя не только максимальный вылов. Для промысла, в частности, и регулятора (ФАР) в большей степени, необходимо сохранять баланс. Когда добыча рыбы не наносит непоправимый урон экосистеме. И вовсе не потому, что это не понравится «защитникам природы». А попросту подорвёт ту самую «продуктовую безопасность», ради которой вкладывают такие средства.
Распределение квот объективно и обосновано. Наука в данном случае занимает позицию, при которой: с одной стороны, должна обеспечить промысел важными для более эффективной добычи данными. С другой, обеспечить устойчивое регулирование. В отличие от газа и нефти - рыба ресурс возобновляемый. Но лишь при условии правильного управления. Когда задача науки точно определить, где и сколько можно выловить рыбы. А промысла сделать это за короткий срок. Что в конечном счёте тоже снижает нагрузку на окружающую среду.
Это, если в общих чертах. Почему государство тратит такие деньги в отрасль. В будущем я более подробно расскажу об упомянутом уже траулере «Норвежское море» (буквально на днях он выходит из Норвежского порта на ходовые испытания и первую рыбалку). А также о прибрежном промысле и промысле на внутренних водоёмах. Одной из самых закрытых, теневых сфер региональной экономики, со множеством подводных течений.
Дмитрий Матвеев || Журнал "Pool"
Друзья, это новый проект, посвящённый лососёвым и всему, что связано с ними. От ловли различными способами и участию в экспедициях, до работы по сохранению уязвимых популяций. В основном бассейна Финского залива Балтийского моря.
Мы будем стараться делать регулярные обновления, делиться интересными и актуальными новостями и темами. Поэтому обязательно подписывайтесь на блог. А так же следите за новостями, анонсами и обновлениями в других социальных сетях.
Наш Instagram
Наш YouTube канал