Найти тему

Высшее образование и гендерные стереотипы

Оглавление

В сознании абитуриентов и их родителей до сих пор бытует стереотип о существовании исключительно «мужских» факультетов – то есть тех, где изучают инженерные специальности, и «женских», как правило, гуманитарного профиля.

Не женское это дело…

Способная девушка при выборе нетрадиционной для женщины сферы деятельности всё ещё вынуждена противостоять предрассудкам, распространенным в обществе, давлению ближайшего окружения и старших родственников.

То есть, если девушка пойдет учиться на факультет машиностроения, плотно займется физикой или соберется управлять круизным лайнером, к ней неизбежно появятся любопытные вопросы. С подобным давлением сталкиваются также и юноши, выбирающие профессию, традиционно в обществе считающейся «женской».

В технических вузах количество мужчин значительно превышает количество женщин, причем ситуация характерна не только для России, но и для стран Евросоюза.

-2

Мальчики – налево, девочки – направо

Если спросить любого прохожего на улице, какие школьные предметы важны для мальчиков, в ответ чаще всего прозвучит «математика», «физика», «физкультура», «компьютерные науки». Девочкам оставят «литературу», «историю» и всё, что связано с домоводством, психологией и этикой семейной жизни. Даже на уроках по воспитанию трудовых навыков мальчики будут работать с металлом и деревом, осваивая так называемую «мужскую» домашнюю работу, а девочки останутся в рамках стереотипа о «женской» работе, то есть займутся шитьем и приготовлением пищи. Подобные «ожидания» потом влияют и на выбор дальнейшего пути молодежи. Девушки привычно ориентируются на гуманитарный профиль, недооценивая свои способности к точным наукам, а юноши ожидаемо выберут одно из технических направлений в учебном заведении.

-3

Факты – упрямая вещь

Стереотип, что «девочкам не даётся математика» и существуют объективные биологические предпосылки для сложности восприятия женщинами точных наук, не имеет под собой доказательной базы. Даже напротив результаты экзаменов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) показывают, что в некоторых странах экзамен по математике девочки сдают лучше, чем мальчики.

Средний балл #ЕГЭ у женщин бывает не меньше, а даже выше, в том числе на «мужских» специальностях.

Девушки всё смелей пользуются открывшейся возможностью для выбора и «захватывают» нишу, традиционно занимаемую в вузах студентами-мужчинами.

-4

Голос здравого смысла

Надо отметить, что иногда разграничение на женские и мужские специальности всё же обосновано. Ряд профессий связан с высоким риском нарушения женского репродуктивного здоровья или просто очень тяжел физически. Поэтому женщины не допускаются к работе бурильщика скважин или сталевара, не задействованы на производстве ртути и взрывных работах.

Однако во многих других профессиях женщинам ничего не мешает заменить мужчину.

Все больше девушек идут в технические вузы, не смущаясь обилия инженерных наук на факультете.

-5

Новые горизонты

По данным Высшей школы экономики, которая ежегодно с 2010 года проводит исследования итогов приёмной кампании в российские вузы, в России увеличивается доля женщин, обучающихся по программам «морская техника», «управление водным транспортом», «энергетика и энергетическое машиностроение». Становится больше женщин на специальности ¾ «нефтегазовое дело» в РГУНиГ им. И. М. Губкина, «ядерную физику» в НИЯУ «МИФИ». Дамы также покоряют аэрофизику в «Бауманке», математику в «Высшей школе экономики», хотя всё ещё эти направления остаются сугубо мужскими.

Все больше девушек занимаются программированием. Эта профессия становится популярной у молодых мам с детьми, позволяя работать удаленно и неполный день.

Женщины осваивают новые для себя занятия и виды деятельности, активно строят карьеру, при этом меняясь психологически и пересматривая свои приоритеты во всех сферах своей жизни.

Постепенно разграничение на мужские и женские специальности устаревает. Современные абитуриенты выходят за рамки гендерных стереотипов и выбирают профессию, основываясь исключительно на своих интересах, мало опираясь на чужое мнение.

Когда в обществе есть потребность в квалифицированных, ответственных кадрах, их гендер уже роли не играет.

-6

Психогенетика
0