Найти тему
script bro | сценаристы

Шейн Блэк раскрывает свои лучшие сценарные приёмы

Шейн Блэк, один из самых уважаемых и влиятельных сценаристов в современном кино, делится советами о том, как написать крутецкий боевик.

Шейн Блэк - автор сценариев к фильмам "Смертельное оружие", "Долгий поцелуй на ночь", "Славные парни", "Железный человек 3" и многих других, заглянул в подкаст Script Apart, где сценаристы пересматривают свои первые драфты известных фильмов.

Мы обсудили путь к финальной версии фильма 2005 года "Поцелуй на вылет", а Шейн приподнял завесу таинства к созданию не только своей культовой классике, но и ко всему процессу написания в целом.

В течение увлекательных девяноста минут он рассказал, почему "любопытство противоположно страху" в жизни и в сценариях, а также почему процесс написания сценария, который он использует, включает в себя заполнение коробки из-под обуви в своём шкафу в течение нескольких месяцев подряд "случайными мыслями и идеями, которые я затем раскладываю на полу в поисках связующих нитей".

Вот несколько замечательных советов по сценарному мастерству, рассказанных в этом эпизоде. Послушайте выпуск полностью, чтобы узнать ещё больше…

-2

Пишите экшна от первого лица

Субъективность - ключевой элемент, когда дело доходит до экшна, говорит Шейн, - создайте ощущение того, что вы на месте одного персонажа, когда вокруг них разворачивается хаос.

Джо Карнахан сделал нечто замечательное в фильме под названием "Схватка", в котором произошла авиакатастрофа", - вспоминает Блэк. “Авиакатастрофы трудно снимать, да и дорого к тому же. У него не было много денег, чтобы снять это, поэтому он сделал нечто невероятное - он сделал субъективную авиакатастрофу, с точки зрения одного человека, и это выглядит захватывающе. Это похоже на огромную экшн-сцену, где всегда что-то происходит. Он достаточно умён, чтобы использовать субъективность. Отчаяние и страдания героя, то что мы чувствуем каждое мгновение”.

Написание экшн-сцен с точки зрения одного человека не только позволяет зрителям разделить прилив адреналина вашего главного героя, который сражается за выживание, но и раскрывает забавные детали, которые придают вашей сцене уникальность.

“Большинство из нас не участвовало в смертельной перестрелке. Но если бы вы туда попали, что вы могли бы увидеть? Что бы выделялось? Притворитесь, что вы камера, которая проходит через перестрелку - вот, что помогает мне оживить эти события на странице”, - добавляет сценарист.

-3

Используйте короткие и понятные описания

Любые описания всегда хороши и к месту, но если они не мешают вашему сценарию набрать тот импульс, который вам необходим, чтобы завладеть внимание читателей.

"[Иногда] вы открываете сценарий на первой странице, и там большой блок текста, в котором говорится: познакомьтесь с таким-то и таким-то. Снаружи машины проносятся по городу Бла-бла-бла. Пальма лениво колышется на вечернем ветерке...", - говорит Шейн.

“Если вы являетесь руководителем отдела разработки проектов или студии, и вам нужно прочитать семь сценариев за выходные. Это отстой. Возможно, они прочитают первые семь или восемь страниц и увидят, что материал тяжёлый, они просто бросят его. В резюме они напишут, что история слишком перегруженная и плотная.”

Вот что Шейн говорит, что можно сделать, чтобы этого не произошло: “Попробуйте сделать иначе! Так не должно быть, но, к сожалению, такова реальность. Люди не хотят видеть кучу слов на странице, они хотят видеть пустое пространство. Правильный подход, когда вы смотрите на страницу, она должна выглядеть более пустой, чем заполненной. Потому что таким образом легче скользить по тексту. Это более приятно для глаз. Они окажутся на 15 странице раньше, чем успеют оглянуться”.

-4

Не бойтесь проявлять свой авторский голос

В сценарии "Смертельного оружия", который сделал Шейна известным, он описывает дом как “дом, который я куплю, когда этот фильм станет кассовым хитом”.

Такой тип авторского голоса, обращается напрямую к читателю, чтобы добавить уникальности сценарию и является частью стиля Шейна. Если начинающие автору могут найти такой же уникальный способ показать свою индивидуальность в тексте, они не должны этого стесняться.

“Я не говорю быть комиком, где каждая страница заставляет надрывать живот от смеха. Но пробуйте разное. Повеселитесь немного. Заставляйте себя поддерживать интерес к истории, если больше не остаётся способов. Раньше я вставлял шутки в свой сценарий, чтобы не заснуть, потому что мне скучно читать строчки как кто-то добирается из точки А в точку Б”, - говорит Шейн, который настаивает на том, что эти "примочки" придают тон будущему фильму.

“Стиль написания сценария будет отражаться на стиле фильма, который появится в результате вашей работы”.

by Al Horner

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.