4 февраля (23 января по старому стилю) 1881 года родился Яков Александрович Протазанов (1881-1945), один из первых российских и советских кинорежиссёров, работавший в самых разных жанрах. Несколько фактов о нём и его творчестве.
Выпускник коммерческого училища Яков Протазанов сменил в молодости немало профессий, пока в 1906 году не устроился переводчиком на первую российскую кинофабрику «Глория». Впоследствии он женился на сестре одного из её владельцев.
Освоившись с кинематографическим процессом, Протазанов решил попробовать сам снять фильм по собственному сценарию. «Я призвал на помощь любимого поэта и представил свой первый сценарий «Бахчисарайский фонтан». Не очень я гордился тем, что написал сценарий, но хорошо помню, как я был горд, что получил за этот сценарий двадцать пять рублей – сумму по тем временам немалую, и мои друзья имели основание поздравить меня с первым «крупным заработком».
Фильм имел успех, и Протазанов начал снимать по несколько фильмов в год. Среди них были как экранизации русской классики (среди них «Песнь о вещем Олеге», «Пиковая дама», «Майская ночь», «Николай Ставрогин» и даже «Война и мир»), так и коммерческие картины. Большинство дореволюционных фильмов Протазанова не сохранилось.
Одним из лучших своих фильмов Протазанов считал «Уход великого старца», о последних днях жизни Льва Толстого. В России он был запрещён к показу по требованию родственников писателя. Они считали, что там «воспроизведены совершенно неправдоподобные сцены, а те, которые правдоподобны, в большинстве случаев представлены в диком и лживом освещении». Но в Европе фильм вышел на экраны и имел шумный успех.
Протазанов был пионером использования некоторых технических новинок, таких как «полиэкран» – показ в одном кадре событий, одновременно происходящих в разных местах. А для драмы «Рукой матери» им было снято два финала: трагический для показа в России и хэппи-энд для западного проката.
Именно Протазанов открыл для кинематографа таких знаменитых впоследствии артистов, как Иван Мозжухин, Игорь Ильинский и Михаил Жаров.
Через некоторое время после революции, когда вышел декрет о национализации кинопромышленности, Протазанов эмигрировал, но очень скоро вернулся вместе с Алексеем Николаевичем Толстым. Именно по его фантастическому роману «Аэлита» был снят первый советский фильм Протазанова. Премьеру «Аэлиты» предваряла настоящая рекламная кампания. В частности, в газетах печатались объявления на «марсианском» языке.
Среди фильмов, снятых Протазановым в СССР – несколько авантюрно-эксцентрических комедий, ставших классикой кинематографа: «Закройщик их Торжка», «Процесс о трёх миллионах», «Праздник святого Йоргена». Обращался режиссёр и к экранизациям русской классики. Его общепризнанный шедевр – «Бесприданница».