В начале осени 1945 года в побеждённую столицу нацистской Германии прибывают несколько тщательно охраняемых секретных эшелонов с грузом, скрываемым под плотными брезентовыми накидками.
Шокирующий сюрприз от Сталина был продемонстрирован боевым генералам Союзных войск на параде 7 сентября 1945 года.
"Он похож на самого Сталина!"
Ранним утром в районе Бранденбургских ворот и разрушенного в боях Рейхстага прогремела колона совершенно новых, невиданных ранее тяжёлых танков ИС-3.
Эффект был ошеломительным! По словам очевидцев, от танков исходила такая пугающая мощь, которая заставила многих зевак с опаской отпрянуть от дороги.
Некоторые из присутствующих перешёптывались: "-Этот танк похож на самого Сталина!" И действительно - сходство налицо: сваренные клином носовые бронеплиты, которым в Союзе дали название "щучий нос" также отдалённо напоминали и нос с горбинкой Иосифа Виссарионовича, а каплевидная, приземистая башня походила на зачёсанную назад густую шевелюру грозного главнокомандующего.
Таким образом Сталин показал ретивым Союзникам действующую мощь Красной Армии и, по сути, сделал утверждающий ход в тогда ещё только зарождающейся послевоенной гонке вооружений и "холодной войне".
Намёк Союзники усвоили "на отлично" и, очевидно, как говорится в старой русской идиоме - "остались с носом".
Быть, а не казаться?
Соответствовал ли новейший тяжёлый советский танк ИС-3 своему грозному внешнему виду? К сожалению, нет.. Внушающая страх "оболочка" имела серьёзные проблемы внутри.
Разработанный и производимый в спешке завершающих военных лет, ИС-3 получил массу конструктивных недоработок, из-за которых уже в недалёком 1946 году был полностью снят с производства.
Однако ряд инновационных конструктивных разработок, применённых в ИС-3 внесли ощутимый вклад в будущее танкостроение не только СССР, но и танкостроение ряда зарубежных стран.
Пожалуй самыми важными новшествами стали конструкции бронекорпуса и башни, которые действительно завораживают своей красотой и мощью.
С танком ИС-3 автор статьи познакомился в начале ноября 2021 года в Гомельском музее воинской славы. Признаться честно, эта боевая машина вызвала у меня бурю восторженных эмоций, ведь она очень характерно выделялась на фоне другой бронетехники, в особенности военных лет. Танк действительно опережал своё время.
Сваренный бесчисленными нитями блестящих швов "щучий нос" смотрится на танке особенно завораживающе и внушительно:
Что интересно, конструкторы сумели сохранить почти такой же метраж сварных швов, как и в предшественнике, успевшем повоевать - ИС-2. Практически все сварные швы выполнялись с помощью легендарных установок автоматической сварки академика Патона, однако сам "щучий нос", из-за наклонной конструкции и невозможности удержания на разделке флюса, сваривался вручную - аустенитными электродами.
Спешка военного производства, недостаток качественного оборудования и рабочих специалистов наложила свой негативный отпечаток и на качество сварки...
Из протокола одних из последних испытаний уже несколько раз модернизированного танка ИС-3, прошедших с 23 марта по 11 апреля 1945 года:
А: КОРПУС И БАШНЯ
- недостаточно высокое качество литой брони башни (даёт трещины) и слабые крепления укладок снарядов по стенкам башни (разрушаются сварные шва после первых попаданий снарядов в башню);
- недостаточная прочность сварных швов и жёсткость листов фальшбортов. После 696 и 855 км пробега танка разрушились сварные швы правого фальшборта почти по всей длине и на 1016 км разрушился ящик с артиллерийским ЗИП;
- верхние лобовые листы бронекорпуса не пробиваются 88-мм бронебойным снарядом с расстояния 350 метров, 122-мм бронебойным снарядом с дистанции 690 метров. 88-мм оставил вмятину глубиной 28 мм, а 122-мм - вмятину глубиной 35 мм. Вмятины привели к трещине в сварном шве на верхушке соединения верхних лобовых бронеплит;
Что сказать? Сварной шов - потенциально слабое место в любой металлоконструкции, а в броневой и подавно. Мы знаем множество примеров, когда корпуса танков, отечественных и зарубежных, буквально развались от снарядных попаданий.
Забавным выглядел другой факт: комиссия Главного Бронетанкового Управления Красной Армии, после проведения полигонных испытаний постановила, на ряду с другими замечаниями, усилить сварной шов в месте полученной трещины.
Замечание было устранено с отчётом: "шов в районе соединения верхних лобовых бронеплит лобовой части бронекорпуса ИС-3 был усилен замком, сваренным особенным способом".
Вот этот самый "особый" замок:
Честно говоря, чего-то особенного в этом замке, а тем более способе его изготовления, я не заметил. Сведений о том, исправил ли он существующее опасное положение найти также не сумел. На мой личный взгляд, от растрескивания сварных швов он мог спасать едва ли...
Интересные факты:
- танки ИС-3 в составе советской армии почти не нигде не воевали, если не считать городские бои при подавлении Венгерского восстания в 1956 году. Там их эффективность оказалась крайне малой, поскольку их довольно легко поджигали с помощью коктейлей Молотова;
- танк ИС-3 изображён на петличном знаке танковых войск ВС РФ: