Найти тему
SUR

Что было у Алексея Балабанова, чего нет у Юрия Быкова? / «ДККН»‎

Привет, это "Духовный кухонный клуб ночи", проще говоря - "ДККН". Передача о поэзии, литературе, искусстве, пожалуй, обо всём на свете. Вот уже в четвёртый раз мы выходим в эфир. Говорим о российском кинематографе: что было у Алексея Балабанова, чего нет сейчас у Юрия Быкова?

В 2014-ом году уже успевший создать себе репутацию летописца русской хтони, Юрий Быков показывает миру своё новое творение - "Дурак". Картину всячески восхваляют и анализируют (наш блог в частности). А сам автор посвящает её Алексею Октябриновичу Балабанову. Во многом, после этого трибьюта двух режиссёров начинают сравнивать.

Если посмотреть поверхностно то, да: фильмы обоих передают мрак, присущий России, оба, можно сказать, ведут репортаж с развалин Союза. Однако, если копать чуть глубже станет очевидно, что кино Балабанова и кино Быкова - абсолютно разные вещи.

Первый не столько режиссёр, сценарист - Балабанов в первую очередь художник. У него каждый фильм богат на метафоры да и второстепенные, на первый взгляд, персонажи являются главными примерами гения Балабанова, всей его философии. Как немец из "Брата" или мальчик-предсказатель из "Я тоже хочу". До поры до времени у него особую значимость предавали трамваям, хотя режиссёр сам говорил, что трамваи - не больше, чем штрих. Иносказания за ними никакого не стоит.

Быков-же просто хороший режиссёр. "Жить" и "Дурак" по мнению SUR'а - точно одни из лучших фильмов десятых годов. Его провинция - хорошая, детальная работа, но если говорить об искусстве, то Балабанову в России 21-го века нет равных. Как-нибудь на досуге почитайте полностью или в кратком содержании сценарий, законченный Алексеем Октябриновичем за три дня до смерти - "Мой брат умер". Это как минимум интересно.