Найти в Дзене
Филологический маньяк

Как писатель Михаил Пришвин напугал всех странным «ползаньем» по аудитории. Оказалось, что это старинный обряд

Мало кто знает, что Михаил Пришвин увлекался этнографией. С 1906 года писатель много путешествовал по северной части России, изучая культуру и быт северян. В 1908 году ещё малоизвестный писатель М. М. Пришвин выступал на заседании Императорского русского географического общества в Петербурге со своим докладом о поездке по Заволжью. Внезапно он опустился на пол и начал ползать на животе, приговаривая: «Ползут, все ползут... Тут, там, везде. Мужчины, женщины, дети... все ползут...». Так писатель изобразил обряд «оползания» святынь, который увидел возле церкви на Ветлуге. Обряд «оползания» церкви известен с XIX века (возможно, ещё раньше, но более ранних упоминаний не сохранилось). «Оползание» церкви проводилось паломниками, когда они приходили к святому месту. Обязательно нужно было оползти святыню три раза с молитвой, таким образом воздавать свою жертву святыне. Особенно почитаемыми считались обыденные церкви, которые возводили по обету, чтобы избавиться от бедствий (голода, болезне

Мало кто знает, что Михаил Пришвин увлекался этнографией. С 1906 года писатель много путешествовал по северной части России, изучая культуру и быт северян.

В 1908 году ещё малоизвестный писатель М. М. Пришвин выступал на заседании Императорского русского географического общества в Петербурге со своим докладом о поездке по Заволжью. Внезапно он опустился на пол и начал ползать на животе, приговаривая:

«Ползут, все ползут... Тут, там, везде. Мужчины, женщины, дети... все ползут...».

Так писатель изобразил обряд «оползания» святынь, который увидел возле церкви на Ветлуге.

Обряд «оползания» церкви известен с XIX века (возможно, ещё раньше, но более ранних упоминаний не сохранилось). «Оползание» церкви проводилось паломниками, когда они приходили к святому месту. Обязательно нужно было оползти святыню три раза с молитвой, таким образом воздавать свою жертву святыне.

Особенно почитаемыми считались обыденные церкви, которые возводили по обету, чтобы избавиться от бедствий (голода, болезней, войны).

Считается, что на озере Светлояр как раз есть такая церковь. Точнее целый город...

Озеро Светлояр находится в Нижегородской области, недалеко от села Владимирского, с ним связана легенда о затонувшем Китеж-граде.

По легенде, в 1236 и 1242 годах к городу Китежу подступили татары, и он стал невидимым «по велению Божию до пришествия Христова». В народе считают, что сейчас он находится на дне озера Светлояр. Поэтому озеро для местных жителей и верующих стало культовым местом.

Обряд «оползания» по берегу озера Светлояр, XX век
Обряд «оползания» по берегу озера Светлояр, XX век

В определённые дни поминовения сюда приезжают паломники со всей России. Об этом в 1890 году писал другой русский писатель — Владимир Короленко.

-3
«Ежегодно "под Владимирскую" из Нижегородской, Владимирской, Вологодской губерний, даже из-за Перми, из-за Урала сходятся на берега Светлояра толпы людей, стремящихся хоть на короткое время отряхнуть с себя обманчивую суету сует и заглянуть за таинственные грани».
<...>
Благочестивые люди на коленях трижды ползут кругом озера, потом пускают на щепках остатки свечей на воду и припадают к земле и слушают. Усталые, в истоме между двумя мирами, при огнях на небе и на воде, они отдаются баюкающему колыханию берегов и невнятному дальнему звону…
<...>
А кругом стоят и смотрят с удивлением те, кто стремится, но не удостоился по маловерию… И со страхом качают головами.
-4

Ещё «оползание» церкви в «в некоторых украинских и русских областях» могли назначить как публичное наказание молодой девушке, признавшейся в грехе. Девушка должна была при людях трижды оползти церковь на коленях (источник — книга «Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян» Т.А. Бернштам).

-5

А что вам известно об обряде «оползания» церкви? Возможно, вы видели что-то подобное в своем регионе? Или вам рассказывали об этом?