Некто с горы, повстречавшийся на просторах интернета, мне вчера активно вещал, что вот люди за 45 - это безнадежные необучаемые болваны, которые не умеют в Эксель и не могут выучить формулы, потому что после 45-де способности к обучению объективно снижаются. Дескать, молодые обучаются лучше всего, и им у нас везде дорога, а потому работодатель весьма прав, что не берет "старую гвардию" работать.
Так как в коротеньких репликах всю проблему окинуть возможным не представляется, то развернусь здесь, исходя из собственного опыта.
Тезис о том, что старшее поколение не умеет работать с компьютером и его трудно учить, берет начало в 90-х. Тогда массово компьютеризация только началась, безработных было запредельно много (всех возрастов), платили работавшим примерно одинаково мало, и в людях начинавшие свой путь бизнесмены и бизнесменчики копались как куры в мусоре. Тогда как молодые, так и старшее поколение имело примерно одинаково хреновые познания в обращени с компьютерной техникой. Но у молодого поколения был некоторый плюс - если старшее, окончившее школу и ВУЗы в 70-х актуальные компьютерные знания могло приобрести только ЗА ДЕНЬГИ НА ОТДЕЛЬНЫХ КУРСАХ или же самостоятельно в ходе работы, то молодое в конце 80-х-начале 90-х, когда в школах был введен предмет "Информатика и вычислительная техника" имело со школы относительно актуальные навыки работы на компьютере. То, что старшее поколение должно было получать дополнительно, молодежь статистически чаще имела бесплатно до начала трудовой деятельности.
Но время шло, и люди, которые в 80-90-х были молодежью, сейчас уже подошли к возрасту 40-50, а стереотип, что старшее поколение-де не умеет работать с компьютером, все еще работает (управленцы, которые в 90-х нанимали молодых традиционно продолжают считать, что молодые лучше знают кмпьютерные вопросы). Но сие совсем не так.
1. У старшего поколения было шире окно возможностей
Например, я за компьютером с 1990 года, причем начал не просто с пользовательских программ и игрушек, а сразу с прикладных расчетных программ, простых, на уровне школьника, но тем не менее, это было полнофункциональный язык программирования, Фортран-77, с компилятором, с адским интерфейсом и прочими радостями. В 90-2000х в процессе работы освоил целую кучу пользовательских программ - так как лицензионный софт был адски дорогой для зарплат 90-2000х, то он весь практически был пиратский и ломанный, а потому доступный. Поэтому я успел поработать с таким количеством офисных, графических, издательских пакетов, КАДов, о которых средний европейский пользователь вообще ничего не слышал. и тем более не умеет с ними обращаться. Ужесточение защиты интеллектуальной собственности резко схлопнуло для молодежи окно возможностей. Многие хакнутые проприетарные программные продукты распространяются кулуарно, и массово недоступны. Если я в 1999-2002 мог свободно поехать на Горбушку и закупиться какими угодно КАДами на относительно скромную сумму в 20-30 долларов, то сейчас ломаный профессиональный КАД придется искать по знакомым, отлавливать на торрентах, и при этом дрожать, как бы не прихватили за руку. Или пользовать то, что поставит работодатель, не шибко щедрый на закупки программ больше необходимого минимума.
В результате молодежь не знает, казалось, вполне естественных вещей - например, не могут обработать картинку в фотошопе, не знают основных его функций. Не понимают, как и чем редактировать PDF (была отдельная история, когда выяснилось, что на всю компанию только два человека умеют это делать). Не работали никогда с получением данных с штрих-кодов. И т.д.
Если это рассматривать на примере экселя, то, например, освоение формул и встроенных функций человеком, который успел поработать в экзотических старых таблицах типа Lotus'а или Cells идет обычно на ура. Хорошо усваивается создание пользовательских функций - в старых досовских таблицах выборки, фильтры и элементы анализа организовывались через фатктически написание пользовательских функций в командной строке. Потому что старый опыт дал фндаментальный навык.
2. Порядок бьет класс
Часто упирают на снижение физиологических способностей к обучению.
Но чисто с медицинской точки зрения это немного не так. Во-первых, когнитивные способности ослабевают только у части, особенно занятых монотонным физическим трудом или же ведущих нездоровый образ жизни. При систематических нагрузках на мозг фактически процесс старения мозга замедляется - постоянно создаются новые и обновляются старые нейронные связи, и фактически по производительности мозг нормально умственно трудящегося человека и в 50, и в 60 примерно с той же скоростью воспринимает и запоминает информацию. Повторяюсь - если нет хронических заболеваний и в целом велся здоровый образ жизни. ИМХО, мозг 50-летнего инженера, всю жизнь активно работавшего головой, ничем не хуже и не менее обучаемей, чем у молодого мажора, который изнуряет себя алкоголем, наркотой, танцами по клубам и тупейшими сериалами.
Но у старшео поколения есть даже преимущество - опыт обучения, самообразования. поиска и анализа информации. Например, покоение ЕГЭ статистически мало читает, и показатель читающих школьников и студентов постоянно снижается. Что это значит? Что ключевой навык для самообразования не развит, текст, который для читающего человека прочитывается, анализируется и запоминается за N времени, для человека с неразвитым навыком займет N+M времени.
Молодые часто плохо организованы и работают бессистемно, этот навык приобретается в трудовой деятельности. То, что сходит с рук на экзаменах и в школе, в реальной работе не сойдет . Старшее поколение организовано в целом лучше. Например, по данным портала Скиллбокс, молодежь гораздо чаще бросает онлайн-курсы или нерегелярно их посещает. Логично, что разница в итоговых знаниях по результатам курсов будет выше отнюдь не у молодых.
За годы работы старшее поколение многократно сталкивалось с необходимостью обучения, дополнения, систематизации знаний, и были на этот процесс достаточно жестко мотивированы работодателем, потому что никого не волнует, умеешь, не умеешь, а работа должна быть сделана. Потому у старшего поколения есть в запасе множество методов быстро получить, сохранить и закрепить знания.
Например, один коллега писал себе конскпект с описанием, как работает каждая формула, что означает, и какие подводные камни. Создал себе справочник из часто употребляемых формул и научился работать с клавишей F1 (вызов помощи). Второй коллега насоздавал пользовательских шаблонов, и в зависимости от ситуации применял то один, то другой. Третий обклеил всю перегородку записочками с пошаговым выполнением тех или иных операций.
Это все, как показывает практика, реально работает.
3. Тенденция к обгону
На длинном плече обучения даже абсолютно новой для человека программы или среды наработанный трудовой опыт всегда дает дополнительное преимущество за счет умения решать производственные задачи прежде всего в мозгу. И с точки зрения управленца опыт более ценен, чем технические навыки. Даже если принять за гипотезу, что молодежь лучше старшего поколения умеет в компьютер.
Например, надо сделать отчетную табоицу для расчета расхода продуктов в сети кафе. Человек, работавший в кафе, хорошо представляет количество полей, их содержание, типы данных, которые в таблицу надо внести, и представляет, какие расчеты будут осуществляться. Сотрудник же без опыта работы, но с навыками работы в эксель прежде чем приступить к соственно таблице, должен узнать в первую очередь ПРОЦЕССЫ, которые происходят на производстве, а потом уже формировать модели в виде таблиц. При этом у человека с опытом, скорей всего в мозгу уже есть вполне готовая таблица - он ее рисовал уже не раз когда-то, возможно другими инструментами (например, в 1C) и произвдственная часть задания рутинный шаблон.
По времени и качеству оформления работа может быть вполне одинаковой. Но работник с опытом освоил в процессе эксель, и способен применить эти знания к другому своему опыту. А молодой неопытный сотрудник должен еще приобрести тот опыт, к котором он применит свои знания. И так на каждом этапе.
Потому в данном случае молодой Ахилл нмеет все шансы не догнать старую и опытную черепаху при условии, что оба в одинаковой степени занимаются собственным обучением. Так как работодатель в основном все менее и менее склонен обучать молодежь - гайка кризиса затягивается все туже,и лишние расходы никому не нужны - то впереди будет то поколение. которое покажет и знания, и опыт, и возможности опережающе учиться.
А учиться. как мы знаем, никогда не поздно.