Найти тему
plebiscitum: было→стало

Экипаж «Enola Gay», сбросивший атомную бомбу на Хиросиму: «мы не можем признать, что поступили неправильно»

18 октября 1941 года пост премьер-министра Японии занял генерал Хидэки Тодзио, известный своими антисоветскими взглядами. Его приход к власти усилил ожидания военного и политического руководства США и Великобритании в том, что приближается срок японского удара по СССР с Востока.

На фото: Пол Тиббетс и Теодор Ван Кирк
На фото: Пол Тиббетс и Теодор Ван Кирк

27 октября в американской газете «Chicago Tribune» вышла статья: «Каким жизненным интересам США может угрожать Япония?», в которой давался однозначный ответ на поставленный в заголовке вопрос:

- Япония не может напасть на нас. Это невозможно с военной точки зрения. Даже наша база на Гавайских островах находится вне досягаемости эффективного удара её флота.

Однако, вопреки ожиданиям, Япония решила воевать именно с США и Великобританией. 23 ноября на совещании военного штаба была поставлена боевая задача – атаковать главную базу ВМС США в Тихом океане.

7 декабря первую волну воздушной атаки на Пёрл-Харбор возглавил полковник Мицуо Фучида. Именно он послал свой знаменитый сигнал «Тора Тора Тора», означавший, что полная неожиданность достигнута. А позднее именно он войдёт в группу, которую отправят в Хиросиму для оценки ущерба. Придя в ужас от увиденного, полковник Фучида будет одним из немногих японцев, кто признает целесообразность такого удара, поскольку считал, что фанатическую японскую преданность и веру в Императора по другому не победить.

На фото: Мицуо Фучида
На фото: Мицуо Фучида

На следующий день после атаки на Пёрл-Харбор Рузвельт скажет, что «7 декабря навсегда вписано в историю, как символ американского позора»:

- Нужно признать, что свой коварный налёт враги исполнили блестяще – превосходно спланировали и с большим искусством провели операцию. Это была подлая операция, однако нам приходится примириться с тем, что современная война в нацистском исполнении – дело грязное. Нам не нравится такая война, мы не хотели бы в ней участвовать, но раз мы втянуты в неё, мы будем сражаться изо всех сил.

26 июля 1945 года опубликовали Потсдамскую декларацию от имени правительств Великобритании, США и Китайской республики. К тому моменту потери Соединенных Штатов Америки составляли около 400 тысяч американцев. Прямое вторжение в Японию многократно бы их увеличило.

- Мы призываем правительство Японии провозгласить безоговорочную капитуляцию всех японских вооруженных сил и дать надлежащие и достаточные заверения в своих добрых намерениях в этом деле. Иначе Японию ждёт быстрый и полный разгром.

В капитуляции было отказано.

На фото: часть экипажа «Enola Gay»
На фото: часть экипажа «Enola Gay»

6 августа в 8 часов 15 минут американский бомбардировщик В-29 «Enola Gay» сбросил на Хиросиму атомную бомбу «Малыш». Экипаж самолёта состоял из 12 человек: командир Пол Тиббетс, второй пилот Роберт Льюис, бомбардир Томас Фереби, штурман Теодор Ван Кирк, специалист по противорадарной борьбе Джейкоб Безер, специалист по атомной бомбе Уильям Стерлинг Парсонс, ассистент специалиста по атомной бомбе Моррис Джеппсон, радист Ричард Нельсон, оператор радара Роберт Стиборик, хвостовой стрелок Роберт Карон, бортинженер Роберт Шумард и ассистент бортинженера Вэйн Дазенберрай.

После участия в операции большинство летчиков не проявляли публичной активности. Они прожили долгую и счастливую жизнь, никогда не сожалея о том, что сделали.

Командир экипажа Пол Тиббетс ушёл в отставку в 1966 году в звании бригадного генерала.

- Я спокойно сплю по ночам.

Он не только был уверен в правильности атомного удара, но и выражал готовность при необходимости его повторить. Однако в своём завещании попросил не устанавливать ему мемориальную плиту, чтобы противники ядерного оружия не устраивали около неё демонстраций. Ушёл из жизни в 2007 году в возрасте 92 лет.

На фото: Пол Тиббетс с экипажем
На фото: Пол Тиббетс с экипажем

Известно, что второй пилот Роберт Льюис в тот день написал в блокноте: «Боже, что мы наделали. Проживи я 100 лет, всё равно не смогу забыть эти несколько минут». Однако в 1970 году на вопрос журналистов, согласился бы он на ещё одно участие в подобной миссии, без колебаний ответил:

- С моей стороны не было никаких сомнений защищать ли мою страну. Ни малейших. Если бы понадобилось вновь сбросить атомную или водородную бомбу, я бы с готовностью это сделал.

Ушёл из жизни в 1983 году в возрасте 65 лет.

Томас Фереби, непосредственно нажавший кнопку сброса, также никогда не сомневался в том, что поступил правильно, но в отличие от коллег считал, что:

- Мне жаль, что так много людей погибло от этой бомбы, и мне неприятно думать, что подобное понадобилось для того, чтобы скорее закончить войну. Сейчас нам следует оглянуться назад и вспомнить, что могут сделать одна-две бомбы. А затем, я думаю, нам следует согласиться с мыслью, что подобное никогда не должно повториться.

Он ушёл из жизни в возрасте 81 года на 55-ю годовщину бомбардировки Хиросимы.

На фото: Теодор Ван Кирк
На фото: Теодор Ван Кирк

Штурман Теодор Ван Кирк активнее всех отстаивал правильность решения:

- Мы сражались с врагом, о котором было известно, что он никогда не сдаётся и не признает поражения. Поэтому сложно было увязать войну и нравственность в одном решении.

Он прожил дольше всех. Ушёл из жизни в 2014 году в возрасте 93 лет.

Специалист по противорадарной борьбе Джейкоб Безер был единственным из экипажа «Enola Gay», кто вошёл в состав участников второй бомбардировки Нагасаки.

- Меня часто спрашивают, раскаиваюсь ли я в том, что мы сделали в 1945 году. Уверяю Вас, у меня нет ни малейшего раскаяния, и я никогда не стану извиняться за то, что было предпринято для окончания Второй мировой войны.

Ушёл из жизни в 1992 году в возрасте 71 года.

США до сих пор не признают своей моральной ответственности за Хиросиму и Нагасаки, оправдывая себя военной необходимостью. Однако адвокатов у такой необходимости немного, чаще звучит мнение, что применение атомного оружия является преступлением против человечества.