Атмосфера Великобритании 19-го века. Спокойная инструментальная музыка в сдержанных тонах. Мистер Шерлок Холмс с абсолютно хладнокровным видом сидит в своем кресле у камина, в квартире на Бейкер-стрит под номером 221-b. На соседнем кресле его друг и бессменный коллега – доктор Джон Ватсон. Друзья неспеша пили английский холодный чай. Холмс выкуривал свою знаменитую трубку, набитую «корабельным» табаком, а Ватсон потягивал кубинской сигарой. Они обсуждали новое дело, которое вдруг, замаячило на горизонте.
Тут в зал к джентльменам вошла Миссис Хадсон, хозяйка квартиры под номером 221-b. Она неспеша последовала к ним, держа в руках свежий выпуск утренней газеты «Times» на подносе с выпечкой.
Вот, полюбуйтесь джентльмены, «Times» пишет о загадочном убийстве в «Девоншире» на юго-западе. Пишут, что за дело берется лучший инспектор «Скотланд-Ярда», некий Грег Лестрейд: - отчеканила Миссис Хадсон.
Холмс и Ватсон переглянулись, и совершенно не договариваясь друг с другом, синхронно произнесли: - тогда нам тем более необходимо заняться этим делом. Миссис Хадсон, не выказав ни единой Эмоции, спокойно поставила поднос на столик между сыщиками и так же неспешно молча удалилась.
- Именно такой вижу я сцену продолжения этой интереснейшей истории о знаменитых сыщиках Английской «Викторианской» эпохи 19 – го века мистера Шерлока Холмса и доктора Джона Ватсона.
Как снимали фильм
Всем нам знакомый Советский многосерийный фильм о приключениях Шерлока Холмса. В кинопрокат вышло десять серий этой замечательной экранизации английского писателя Конан Дойля.
Премьера фильма состоялась 22 марта 1980 года. Фильм сразу приобрёл большую популярность в СССР. Фразы героев стали крылатыми, Холмс и Ватсон в исполнении Василия Ливанова и Виталия Соломина стали героями анекдотов и любимцами телезрителей. После выхода первых серий на экраны создатели оказались завалены письмами — зрители требовали продолжения.
Значительная часть материала была снята в павильонах «Ленфильма», натуру для съёмок нашли в Ленинграде, Ленинградской области, в Прибалтике и на Кавказе. Снять натуру за границей в те годы было невозможно, однако корреспондент Центрального телевидения в Англии Александр Калягин помог съёмочной группе, сняв проезды по Темзе с прогулочного парохода.
Большинство зданий, попадающих в кадр фильма, — это исторические строения Ленинграда, Таллина и Риги. «Роль» Рейхенбахского водопада «исполнил» Гегский водопад в Абхазии. В качестве «Бейкер-стрит» и «дома 221-b» фигурировала рижская улица Яуниела и расположенный на ней дом под номером 22. (Эта же улица снималась в телефильме «Семнадцать мгновений весны» как «Цветочная улица» города Берна).
Интересно, что реальная Бейкер-стрит в Лондоне была и остаётся гораздо более широкой и оживлённой, чем её принято изображать в кинематографе.
Для создания атмосферы английского дома «Викторианской» эпохи семья художников Каплан изучили иллюстрации Сиднея Паже. Вступительные титры с проступающими фамилиями были придуманы Масленниковым и воплощены в жизнь художником по комбинированным съёмкам. Василий Ливанов отмечал работу оператора Юрия Векслера, который, в числе прочего, придумал знаменитый профиль Холмса с трубкой.
Признание шедевра Советского кинематографа
Сериал, начиная с премьерного показа, получил положительные отзывы. Зрителям понравился актёрский ансамбль, и привлёк образ сыщика-любителя, который может дать фору профессионалам из Скотланд-Ярда, каждый раз скромно отказываясь от славы и почестей.
Положительные отзывы сериал получил и в Англии. Критики отмечали, что создатели сериала тщательно отнеслись к первоисточнику, и атмосфера произведений Конан-Дойля передана с настоящей любовью истинных ценителей классики детективного жанра. Одобрительно о сериале высказалась и Маргарет Тэтчер.
Газета «Дэйли мэйл» опубликовала высказывание Тэтчер о том, что она видела лучшего
Холмса, а критики вынесли вердикт: Ливанов и Соломин – лучшая пара литературных персонажей – сыщиков всего континента.
А в начале 2006 года правнучка королевы Виктории Елизавета II пожаловала «орден Британской империи» Василию Ливанову как «послу Британской культуры в России». Сообщивший об этом посол Великобритании в России Тони Брентон назвал Ливанова одним из лучших Шерлоков Холмсов за всю историю экранизаций рассказов Артура Конан Дойла.
На фестивале в Монте-Карло в местном журнале появилась статья «Настоящий Шерлок Холмс – советский». Представители BBC увезли с собой кассеты, и вскоре фильм показали по английскому ТВ.
Режиссер фильма Игорь Масленников об образе Холмса: -
- «Холмс противопоставлен официальной полицейской системе Скотланд-Ярда, потому что главное для него — оказать помощь, а не только воздать кару. В этом, мне кажется, и состоит секрет непроходящей любви читателей и зрителей к Шерлоку Холмсу, живому олицетворению верности и надёжности — качеств, в которых всегда так нуждались люди. В этом и была причина, почему мы так охотно принялись за работу над этими фильмами».
Василий Ливанов о Виталии Соломине: -
- «В отношении к жизни мы совпадали очень во многом. Виталий делился со мной глубоко личными переживаниями, и я думаю, он ни с кем больше этими переживаниями не делился… На экране можно сыграть любовь. А дружбу сыграть невозможно. Нужно дружить».
Пожалуй, необходимо найти свободное время и снова окунуться в шикарную атмосферу «шедеврального» сериала середины 80 -х годов.
- Дорогие друзья, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие интересные публикации.
#шерлок холмс и доктор ватсон #советский кинематограф #ссср #шедевр #лучшее воплощение образа #кино #вечерний променад