После смерти легендарного М.И.Платова войсковым атаманом был назначен Андриан Карпович Денисов, в 1807, 1812-1815 годах уже исполнявший эту должность вместо находившегося на полях сражений с Наполеоном Платова.
Андриан Денисов родился в станице Пятиизбянской Земли Войска Донского (ныне на дне Цимлянского водохранилища Ростовской области) в 1763 году.(Записки донского атамана Денисова (1763-1841) - // «Русская старина». № 5. Спб.,1874. С.22). Его отец Карп Петрович Денисов, генерал-майор и кавалер ордена Святой Анны, вместе с атаманом Данилой Ефремовым в есаульском чине участвовал в Семилетней войне 1756-1763 годов, потом под командованием фельдмаршала П.А.Румянцева воевал с турками в 1768-1774 годах.
В 1770 году будущий атаман вместе с родителями переселился в станицу Нижнечирскую, где получил и первоначальное образование, изучив азбуку, часовник и псалтырь. (Донцы ХIХ века. C. 48). Отсюда в двенадцатилетнем возрасте Денисов вместе с казачьим полком попал в Петербург. В российской столице юный Андриан «учился грамоте» в школе Александро-Невской Лавры, после окончания которой умел читать и писать не только по-русски, но и на французском языке. Следует отметить, что А.К.Денисов заметно выделялся среди донских казаков начитанностью, знанием французского, он был неплохим литератором-мемуаристом, о чем можно судить по его «Запискам», опубликованным в 1874 году в петербургском журнале «Русская старина».
В 1780 году Денисов вернулся из Петербурга на Дон, имея уже чин донского есаула и поручика российской армии. Столь быстрый рост Андриана в чинах объяснялся просто: его родным дядей был знаменитый и влиятельный на Дону и в Петербурге походный атаман, генерал и будущий первый донской граф Федор Петрович Денисов, который, очевидно, составил протекцию своему племяннику. Сразу же оговоримся, что всей последующей своей самостоятельной жизнью и деятельностью Андриан Карпович полностью оправдает выданные ему служебные авансы, отличившись на боевом и гражданском поприще.
К слову заметить, что кроме Ф.П.Денисова, Андриан Денисов состоял в родстве с другими знаменитыми донцами: войсковым атаманом 1797-1801 годов Василием Петровичем Орловым, женатым на дочери Ф.П.Денисова Дарье Федоровне, и Василием Васильевичем Орловым-Денисовым, их сыном и будущим командиром Лейб-гвардии казачьего полка, генералом от кавалерии, к которому в 1801 году перешел графский титул Ф.П.Денисова. (Записки донского атамана Денисова. С. 21).
По возвращении из Петербурга Андриан Денисов поселился в Черкасске, где его под свою опеку взял войсковой атаман Алексей Иванович Иловайский. «Я в городе Черкасске прежде был только один раз, - писал Денисов, - и то на короткое время. В теперешний случай явился с почтением у господина атамана Иловайского и был им обласкан и приглашен к обеду: познакомился со многими фамилиями, имел случай быть в больших собраниях. Мне странно показалось, что девицы прекрасно танцевали и любезны в обхождении при их натуральной красоте». (Записки донского атамана Денисова. С.27).
Но годы учебы и приятного времепровождения закончились, и в 1783 году Андриан Денисов в составе казачьего полка отправился в Крым и через год, уже в звании старшины, оказался в Петербурге, исполняя обязанности ординарца князя Потемкина. (Записки... С.28-29). В том же, 1784-м, году Денисов женился по расчету, как он сам признавался, на казачке Персидсковой.
С началом в 1787 году войны с турками Андриан Карпович оказался с казачьим полком в Молдавии. Он отличился в бою при Варнице в кампании 1788 года, а через год – в сражении на реке Сальче, за что получил премьер-майорский чин. В 1789 году Денисов принял участие во взятии штурмом турецкой крепости Бендеры.
Главным событием не только кампании 1790 года, но и всей этой войны, явился штурм 22 декабря крепости Измаил. Андриан Денисов, командуя казачьим полком, в ночь перед штурмом находился в составе колонны бригадира Василия Орлова. «Мы в полночь, или еще раньше, встали мы в колонну, - вспоминал Денисов,- охотники стали впереди с фашинами. Когда были пущены ракеты, наша колонна скорым шагом побежала ко рву, не доходя которого была встречена картечными выстрелами. Колонна наша несколько поколебалась, но скоро оправилась, достигла рва и близ бендерских ворот многие казаки, я, войсковой старшина Иван Греков, по лестнице полезли на батарею, скоро взошли на оную, никак не могли прорваться чрез туры, из которых устроены были амбразуры. Большая часть из нас были побиты, и хотя почти все полковые начальники к нам подоспели но не могли взять батарей и были почти сброшены с оной, избитые и раненые. Я был оглушен из рук брошенным ядром, которое ударило между плеч, два раза ткнули меня дротиком в платье и банником получил несколько ударов в голову. Я сполз с батареи, и все другие оную оставили. Немного опомнившись, старался я взойти еще на оную, но все усилия мои были недействительны, я взошел на первый бруствер, звал но никто ко мне не шел. Тогда я спустился и тут же услышал, что мы отрезаны сзади, и неприятель всех режет и убивает». (Записки донского атамана Денисова. С.42). В этот критический момент на помощь казакам Денисова подоспели егеря и гусары, совместным натиском турки были опрокинуты, и донцы ворвались в город. По представлению Суворова, отметившего «храбрость и неустрашимость» Денисова, 27-летний Андриан Карпович получил орден Святого Георгия 4 степени (31 марта 1792 года). (Донцы ХХ века. Т. 2. С.48).
28 июня 1791 года он во главе казачьего полка принял участие в битве при Мачине. Под ним убили лошадь, пересев на другого коня, он энергично преследовал противника, за что был награжден именной золотой медалью на георгиевской ленте с изображением Екатерины Великой и надписью «Войска Донского старшине армии премьер-майору Андриану Денисову, отличившемуся храбростью в сражении при Мачине и разбитии многочисленной турецкой армии. 28 июня 1791 г.». (Иверсен Ю. Указ. соч. Т. 1. С.204-205).
С началом в 1792 году войны с Польшей Денисов принял участие в сражениях при Мурафе, Воловке, Любарах, Зеленцах, Городнице, Острогах, получив за отличия орден Святого Владимира 4 степени с бантом. (Корягин С.В. Денисовы и другие. Вып.20. М.,2001. С.26). В кампании 1794 года Денисов отличился в боях под Скальмирисом, Сломнике, где был ранен саблей в шею и руку. В дальнейшем боевой путь Андриана Карповича лежал через сражения при Щикочине, Сухачеве, Огневе, на Липовом Поле, за что был награжден прусским орденом Военного достоинства. Особую славу приобрел Денисов в сражении при Мациовицах, где он принял участие в захвате в плен польского главнокомандующего генерала Т.Костюшко. За отличия в штурме укрепленной цитадели Варшавы –Праги- Денисов получил золотую медаль с надписью «за храбрость». (Корягин С.В. Денисовы и другие. С.26).
В 1796 году Андриан Карпович отправился в составе русской армии в Персидский поход, по возвращении из которого пробыл некоторое время в станице Нижне-Чирской, где имел дом. Через год его назначили членом Войсковой канцелярии, а в 1798-м он вошел в состав казачьей делегации, отправившейся в Петербург «для принесения императору Павлу 1 благодарности за пожалование казакам старых прав». (Корягин С.В. Денисовы и другие. С.27).
В Итальянском и Швейцарском походах русской армии 1799 года под командованием А.В.Суворова Андриан Денисов участвовал в качестве походного атамана шести донских казачьих полков. Италия впервые видела живых казаков, о которых бродило много легенд и, как отмечал Денисов, «любопытство иностранных людей видеть казаков было велико». Суворов, хорошо знавший Денисова по прошлым боевым делам и называвший его не иначе, как «Карпычем», поставил его казаков в авангард соединенной русско-австрийской армии. 24 апреля 1799 года донцы стремительным броском овладели городом Бергамо. «Французы и не подумали оглянуться, - вспоминал Денисов, - скорым маршем пролетели они через весь город и без памяти выскочили из оного». Через пять дней казаки Денисова отличились в сражении у города Треццо, где, по отзыву Суворова, «кололи везде с свойственной россиянам храбростию». В этих боях командующий французской армией генерал Моро едва не попал в плен к казакам.
В дальнейшем полки Денисова активно участвовали во взятии союзной армией североитальянских городов Милан, Турин, Гави, замка Саравало. «…Атаман…Денисов заслуживает с прочими донскими полковниками вашего высокомонаршего внимания»,- писал Суворов в донесении Павлу Первому. (А.В. Суворов. Документы. Т. 4. М., 1953. С.100). 20 июня 1799 года А.К.Денисов был произведен в генерал-майоры. (Корягин С.В. Денисовы... С.26). Несколько позже, после победы россиян над французами 4 августа у города Нови, Андриан Карпович получил орден Святой Анны 2 степени, а за отличия в сражении при Муттентале 20 сентября – орден Святой Анны 1 степени. (Корягин С.В. Денисовы... С.26). Так же с отличием участвовал Денисов в тяжелейшем переходе русской армии через Альпы в Швейцарию осенью 1799 года.
По итогам этих военных кампаний Войско Донское в целом получило белое императорское знамя с надписью «Верноподданному Войску Донскому за оказанные заслуги в продолжении кампании против французов в 1799 году». Андриану Денисову, вдобавок ко всем наградам, полученным за Итальянский и Швейцарский походы, император пожаловал командорский крест Святого Иоанна Иерусалимского. (Корягин С.В. Денисовы... С. 27).
По возвращении на Дон Андриан Карпович был назначен на должность второго члена Войсковой канцелярии, «в каковой…и оставался до 1801 года». В этом же году он в качестве одного из командиров донцов, вместе с генералами Василием Орловым и Матвеем Платовым, принял участие «в поголовном» походе донских казаков в Индию. Условия были невыносимо трудными, и от полной гибели донцов спасла только смерть Павла 1, убитого в Петербурге заговорщиками.
Весной 1801 года Денисов в составе донской делегации отправился в Санкт-Петербург «для принесения от Войска поздравления государю Александру Павловичу с восшествием на престол». (Донцы ХIХ века. Т. 2. С. 51).
С началом в 1805 году эпохи войн с Наполеоном Андриан Денисов исполнял обязанности войскового атамана, вместо ушедшего на поля сражений в Западную Европу Матвея Платова. В 1807 году и сам Андриан Карпович попал в Пруссию, где развернулись основные сражения с корпусами Наполеона. Он отличился в боя при Гутштадте 15 февраля 1807 года против корпуса маршала Нея, когда казаки Денисова выбили неприятеля из окопов, довершив его разгром в поле. Новая награда – орден Святого Владимира 3 степени- украсила мундир Андриана Карповича. За активное участие в сражении у Гейльсберга 29 мая 1807 года Денисов получил золотую саблю, украшенную алмазами и с надписью «за храбрость». В ходе кампании 1807 года он отличился еще в сражениях при Эйлау, на реке Прегель, заслужив прусский орден Красного Орла. (Донцы ХIХ века. Т. 2. С. 52).
После заключения в июне 1807 года Тильзитского мира с французами Денисов с казаками был переброшен на русско-турецкий театр войны в Молдавию. В 1809 году, командуя шестью казачьими полками и четырьмя эскадронами регулярной кавалерии, он находился в авангарде корпуса атамана Платова и отличился в сражении при Кюстенджи, за что получил «милостивый рескрипт государя». Кампанию 1810 года Денисов действовал в авангарде корпуса генерала Каменского и показал «отличное мужество и храбрость в действиях против турок 8-го…марта…за Дунаем… При чем множество положив на месте, взял в плен сто шестьдесят человек отборного наездного войска…и захватив довольное количество скота». (Донцы ХIХ века. Т. 2. С. 52).Его ратные успехи в этой кампании венчал орден Святой Анны 1 степени с алмазами.
После этого Денисов был отозван на Дон, где исполнял должность наказного атамана вместо отсутствовавшего М.И.Платова.
Начало войны 1812 года застало Андриана Карповича на Кавказских минеральных водах, где он лечился от старых и новых ран. Он рвался в бой с французами, но 29 июля был назначен донским наказным атаманом, ибо, как говорил М.И.Платов, «если б Денисов не был при войске на Дону, то он в таком обстоятельстве принужден бы был запереть войсковую канцелярию и оставить без присутствия». (Донцы ХIХ века. Т. 2. С. 53).
К осени 1812 года Денисов сформировал и отправил в действующую армию 26 полков Донского ополчения, за что был удостоен ордена Св.Владимира 2 степени. 11 мая 1813 года, «уважая долговременную службу…, сопровождаемую отличным усердием и ревностию», император Александр 1 произвел А.К.Денисова в генерал-лейтенанты. (Савелов Л.М. Донской атаман Денисов. - // «Русская старина». № 6. 1894. С.209).
После смерти атамана Платова занимал этот пост с 1818 по 1821 годы.
В императорском указе от 10 июля 1818 года на имя Андриана Денисова говорилось: «Войска Донского генерал-лейтенанта Денисова 6-го, отличными заслугами приобретшего особенную нашу доверенность, Всемилостивейше назначаем войсковым атаманом сему войску, - а посему…по прибытии его к должности, привесть к присяге от войсковой канцелярии». (Акты, относящиеся к истории Войска Донского. С.94).
На этой должности Денисов пробыл недолго и был уволен царским указом от 27 января 1821 года. Причиной отставки опытного администратора, полного сил и желания работать на благо Дона атамана стали разногласия, возникшие между ним и членом Комитета для составления положения о Войске Донском генерал-адъютантом А.И.Чернышевым. Этот мстительный и недалекий генерал усмотрел в действиях Денисова желание приобрести чрезмерную независимость от императорской власти. Причем, первую попытку уволить Денисова от должности атамана Чернышев предпринял в 1820 году, но тогда Андриана Карповича спас герой Отечественной войны 1812 года Алексей Петрович Ермолов. Встретив Чернышева в Лайбахе, Ермолов сказал ему: «Генерал, я знаю положительно и докажу вам, что во-первых, ваше обвинение в отношение Денисова несправедливо и совершенно неосновательно. Во-вторых, я спрошу вас, дерзнули ли бы Вы сделать малейшее замечание Матвею Ивановичу Платову, который несравненно более Денисова и весьма часто превышал свою власть? Я был еще ничтожным офицером, а Вы – ребенком, когда этот храбрый Денисов, отличаемый Суворовым, заставил в 1794 году десятитысячный корпус положить оружие…». (Давыдов Д. Военные записки. С. 61).
Однако, ни заступничество генерала Ермолова, ни прежние заслуги перед Россией не помогли Денисову: в январе 1821 года Андриана Карповича не только уволили с должности войскового атамана, но и описали его имущество, отправив самого под негласный надзор полиции в имение Анастасиевску-Денисову Миусского округа. Опальный герой пытался встретиться с приехавшим в 1837 году в Новочеркасск императором Николаем 1, но «Палкин» даже не принял заслуженного генерала. Денисов неоднократно писал в Сенат, прося рассмотреть его дело и оправдать его, но получил отказ. (Донцы ХIХ века. Т. 2. С. 54).
В сельской глуши, забытый почти всеми, атаман Денисов написал мемуары, опубликованные в 1874г. в журнале «Русская старина». Он умер в 1841 году и был погребен в ограде построенной за его счет церкви деревни Анастасиевки-Денисовой. В августе 1904 года именем Андриана Карповича Денисова, как вечного шефа, был назван 7-й Донской казачий полк. Имя воина-героя, донского атамана Андриана Карповича Денисова было возвращено потомкам их забвения.
Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России.
Очерк об А.К. Денисове взят моей книге "Донские казачьи атаманы. 1559-1920)". Ростов-на-Дону, 2012. С. 170-178.