Найти тему
Софья@ПетербургиЯ

Портреты, которые создавал этот художник - это гимн любимым женщинам. Баловень судьбы или "Блестящий Костя" (гений Маковский)

Оглавление

Художник Константин Маковский – баловень судьбы, иначе и не скажешь. Судите сами – талант, гены, семья, успех и всё это «сложилось в пазл» в жизни одного человека.

Константин Маковский
Константин Маковский

Достаточного взглянуть на автопортрет Маковского, чтобы понять, что это был самоуверенный, жизнелюбивый, обаятельный человек. Все-таки автопортрет это как зеркало – именно таким себя и видел художник.

У него была основа – семья, отец и мать, был талант, было стремление учиться, да в конце концов, просто было везение! Признан при жизни как талантливый художник, обласкан императором, любим женщинами.

Как складывалась его жизнь?

Отец Константина Егор Маковский был одним из организаторов Московского училища живописи, мать Любовь Молленгауэр певица, она преподавала в Московской консерватории. Четыре сына Маковских стали художниками – Александр, Константин, Николай и Владимир. Но самым известным и успешным - Константин.

Портрет Е.И.Маковского отца художника
Портрет Е.И.Маковского отца художника
Мать - Любовь Корниловна Молленгауэр
Мать - Любовь Корниловна Молленгауэр

Как он позже скажет, что тем, кем он стал, он обязан только отцу, ни профессорам, ни академии. Дети получили от отца талант живописи, а от матери любовь к музыке.

В 12 лет Константин поступает в Московское училище живописи, затем в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где становится лучшим студентом.

В то время среди лучших студентов был конкурс на золотую медаль, тому, кто получал эту награду, государство давало денежное пособие на 6 лет и оплачивало проживание и работу в Италии.

В 1863 году, а в тот год в списке 14 лучших студентов был и Маковский, вдруг неожиданно изменили условия конкурса – объединили студентов жанрового и исторического классов и запретили самостоятельно избирать тему своей работы.

Студенты в знак протеста написали заявление вице-президенту Академии художеств, где просили изменить условия конкурса, но получили отказ. Тогда все ученики покинули Академию. В газетах тех дней этот случай окрестили «бунтом четырнадцати».

И тогда эти 14 студентов создали Артель художников, которую возглавил Иван Крамской. Кстати, дипломов эти студенты так и не получили, в том числе и Маковский.

У Маковского есть отличная серия картин, посвященная жизни горожан, петербуржцев, но прославился он именно как портретист.

Он начинает писать портреты петербургской знати и зарабатывает настолько хорошо, что может снять себе мастерскую рядом с Дворцовой площадью!

Маковского называли самым дорогим портретистом тех лет, а с 1880 года он стал «придворным живописцем». Как вспоминал сам Константин:

Лучшие красавицы наперебой позировали мне…
Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей.

Так, например, картину «Боярский свадебный пир», Маковский оценил в 20000 рублей, и наш известный коллекционер Павел Третьяков не смог её купить, посчитав, что это слишком дорого! Тогда картину купил американский коллекционер, заплатив за неё 60000 рублей. Чтобы были понятны цены – в те времена среднемесячная заработная плата составляла 25 рублей.

Император Александр II называл его «мой живописец», а друзья просто «блестящий Костя».

Маковским я заинтересовалась после того, как увидела его картину Зинаиды Юсуповой.

Константин Маковский. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме
Константин Маковский. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме

Скажу честно, мне больше по вкусу работа Валентина Серова, но это мое мнение, а вот мужу Зинаиды больше понравился портрет работы Маковского, ведь именно его он повесил в своем кабинете, так что…

Портрет княгини З.Н.Юсуповой
Портрет княгини З.Н.Юсуповой
Слева портрет работы Серова, справа - Маковский
Слева портрет работы Серова, справа - Маковский

Меня удивило, что Маковский нарисовал Юсупову в русском костюме. Поначалу я решила, что это была задумка самой Зинаиды, но позже узнала, что наряжать своих моделей в старинные русские костюмы была причуда самого художника!

Из своих сеансов он устраивал, чуть ли не театрализованные представления. И надо сказать, его идея оказалась отличной! Посмотрите на эти портреты.

-7
-8
-9
Маковский открыл красоту в древнерусской старине и воспроизвел ее перед нами в бесчисленных картинах из древнерусской и боярской эпох. …
Одному его «Боярскому пиру» мы более обязаны русской стариной, чем десятками учебников».
Журнал «Нива», 1911 год

У Маковского все женские портреты изумительны. Нежность, очарование и какая-то манкость во взгляде. Такую красоту может написать только мужчина, который видит в женщине женское (пардон за каламбур :).

И вот тут надо бы рассказать о личной жизни Маковского...

Лучше всего художника характеризует его же фраза:

Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь и женщин, это мешало мне всецело отдаться искусству.

А вот такую характеристику дал Маковскому его старший сын:

Отец мой в молодые годы имел обаятельную внешность, беспечную праздничную веселость нрава, привычку к быстрым решениям, трудолюбие и жадность к утехам жизни.
Он был всегда в духе, приветливый, нарядный, холеный, пахнущий одеколоном и тонким табаком, беззаботный, обворожительный, ловкий, с необыкновенно крепким здоровьем.
Откинутая назад пышно-кудрявая голова с рано облысевшим сжатым у висков лбом сообщала чисто русскому лицу в темно-русой бороде вид открытый и независимый.
В обществе бывал он неизменно приятен и словоохотлив, на лицах появлялась улыбка, когда Константин Егорович входил в комнату.

Яркая внешность, талант, очарование, стиль... Не приходиться удивляться, что женщины его обожали.

Его первый ребенок – дочь Татьяна родилась вне брака, на тот момент молодой отец был еще студентом. Татьяна Константиновна Лебедева, или как её называли в семье Татинька, позже получит фамилию Маковская. (художник признает её законным ребенком только в 1877 году). Она проживет в семье отца до своего замужества.

Первая жена художника

Елена Буркова, артистка труппы Императорских театров в Петербурге.

Елена Буркова
Елена Буркова

Девушка была внебрачной дочерью министра Императорского двора графа Адлерберга.

Этот брак был коротким с 1866 года по 1873, всего 7 лет. Сначала умер сын Владимир, а через два года и сама Елена. Чахотка в те годы никого не щадила, не помогла и поездка в Египет, которую организовал Маковский.

Вторая жена

Юлия Леткова, девушка, которая мечтала стать певицей и приехала поступать в консерваторию в Петербурге.

Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской, 1887
Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской, 1887

На момент встречи с 35-летним Константином (это был 1874 год) Юлии было всего 15 лет, но как вспоминал сын Маковского:

Ей шел всего шестнадцатый год, но казалась она старше уменьем держать себя в обществе и умственной зрелостью...
Отец влюбился с первого взгляда и не отходил от нее весь вечер.

Маковский был настойчив и через 2 недели после их встречи состоялась помолвка. Свадьбу сыграли, как только Юлии исполнилось 16 лет.

Первые 15 лет эта семья была счастлива. Здесь царила любовь! А еще поклонение таланту отца. Из воспоминаний сына художника:

Нежность к нему, знаменитому, балованному художнику, приобретала оттенок восторженного поклонения.

В семье Константина и Юлии родились четверо детей. Первая дочь умрет в 8 месяцев, молодой матери на тот момент было всего 16 лет. Через год Юлия опять забеременеет и родит мужу еще двоих сыновей Сергея и Владимира и дочь Елену. Крестным младшего сына Маковского Владимира станет великий князь Алексей Александрович, брат императора Александра III.

Семейный портрет. Ю.П. Маковская с детьми Сергеем и Еленой
Семейный портрет. Ю.П. Маковская с детьми Сергеем и Еленой

Юлия была музой для Константина. Достаточно посмотреть на её портреты, чтобы понять, что эта женщина любима.

Портрет Ю.П. Маковской, 1890-е
Портрет Ю.П. Маковской, 1890-е
Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской, 1881
Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской, 1881
Портрет в красном берете
Портрет в красном берете

Дочь Елена вспоминала о тех днях:

Мама едет на бал. Уже утром была примерка платья. Очень преданная семье портниха Франческа, полька, постоянно работавшая у нас, вечером, еще рот полон булавок — ползает на коленях вокруг матери, дошивая живой ниткой кружева, подкалывает матерчатые цветы.
Мать и дочь в интерьере. (1883)
Мать и дочь в интерьере. (1883)

Разлад в семье начнется позже....

Как-то раз Юлия вместе со старшим сыном Сергеем отдыхали в Крыму и там Юлия заболела, диагноз – плеврит. Болезнь "подкосила" женщину настолько, что она не могла самостоятельно передвигаться.

После возвращения в Петербург ей стало еще хуже. Врачи посоветовали уехать в Ниццу, надеялись на целебный морской воздух. Но и тут ей не стало лучше. На поправку она пошла только после операции.

В первый же год Средиземного моря мать заболела повторным плевритом; образовался эксудат и постепенно заливал легкие. Положение казалось безнадежным, выкачивание серозной жидкости было делом необычным в то время — примитивной была антисептика, местные врачи от рискованной операции отказывались.
К задыхающейся матери поспешила тетя Катя (Е. П. Султанова) и вызвала отца из Парижа. Он сейчас же приехал и пригласил к больной профессора по легочным болезням (из Кенигсберга), состоявшего при «чайном» богаче Кузнецове. В тот же вечер ее оперировали, и это спасло мать, можно сказать, — в последнюю минуту.
Наша детская жизнь продолжалась по-прежнему, но дом опустел, приемы прекратились, приходили только близкие друзья, все чаще озабоченно проскальзывали в спальню матери доктора. Она почти не вставала с кушетки, наконец слегла совсем...
Отец постоянно уезжал в Париж.

В это время Маковский бывал с семьей не часто. Он уже был известнейшим художником, у него проходили выставки по всей Европе, да и заказов в России было столько, что свободного времени практически не оставалось.

Третья жена

Мария Матавтина

Константин Маковский с Марией
Константин Маковский с Марией

Марию Константин встретит в 1889 году в Париже на одной из выставок. Говорят, что Мария напоминала первую жену художника. Она не была так прекрасна и обворожительна, как Юлия, но она была не так самоуверенна, как жена Маковского. И надо добавить, что обожала его, почти боготворила.

Мария родит художнику сына (назовет его Константином). Только после рождения сына Маковский во всем признается жене Юлии. Юлия его не простит. Развод будет длится целых 10 лет. Она подала ходатайство

о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей.

И еще огромную сумму отступных. Маковский пожизненно выплачивал Юлии пенсию.

О бывшей жене он как-то скажет:

Если б у меня не было сына, я бы ей дал себя знать. Дочь не так ответственна. Она выходит замуж, носит фамилию мужа, но сын — другое дело.
Ведь она до того пала, что писала мне письма, что она готова втроем с нами жить. Что это за женщина, которая предлагает это!

Старший сын Маковского Сергей, любимец матери, не простит отца.

Портрет сына Сережи в матроске. (1887)
Портрет сына Сережи в матроске. (1887)
Последнее свидание с отцом у его гроба запечатлелось навсегда, может быть — как самое значительное событие жизни. Я не отдавал себе отчета прежде, до какой степени близок ему.

Я не буду рассуждать здесь на тему "неверный муж", давно пришла к выводу, что только мужчина и женщина знают, что на самом деле происходит в их семье, и давать какую-то оценку по меньшей мере бестактно, да и никому не нужно.

А Юлия, жена Маковского. простит его:

...за год приблизительно, моя мать «помирилась» с Константином Егоровичем, встретив его впервые после двенадцатилетней разлуки, случайно в Париже.
Она подробно рассказала мне об этом примирении: долго беседовали они тогда, даже завтракали вместе в каком-то ресторанчике, и отец горько сетовал на свою «невозможную» жену и на плохое воспитанье старшего сына Костеньки (к которому, видимо, был сильно привязан). О прошлом он вспоминал с покаянной грустью, жаловался на судьбу, называл мою мать — «дорогая, милая Юлия Павловна», произвел на нее впечатление очень ослабевшего и физически, и духовно старика…
Она рассталась с ним дружелюбно и ждала новой встречи в Петербурге. Но он о себе не напомнил, на этом концерте столкнулись они опять ненароком.
— Если подойдет к нам, Сережа, поздоровайся с ним поласковей! Он очень несчастлив. Я давно все забыла.

За это время в новой семье Маковского родились еще трое детей.

На время Маковский с Марией обосновались в Париже, но в 1900 вернулись в Россию.

Мария Маковская
Мария Маковская

В газетах начинают критиковать художника:

К. Маковский, художник, в сущности богато одаренный и начинавший когда-то так блистательно, так свежо и размашисто, что всех удивлял и радовал.
Но это время давно прошло: он давно пишет всё больше французские будуарные панно и будуарные картины, или французские маленькие конфетные головки.
В. Стасов.

Но даже после таких разгромных статей Маковский оставался популярным художником. Отмечу, что в 1905 году он написал портрет дочери Николая II великой княжны Марии, признание императора говорит о многом.

Брак Константина и Марии продлится 17 лет.

В 1915 году Маковский попадет в аварию – его повозка столкнется с трамваем (извозчик не справится с лошадью). Удар будет настолько резким, что Константин вылетит из повозки и сильно ударится головой. Умрет он уже на операционном столе – не выдержит сердце. Ему было 76 лет.

Маковского похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. После Революции кладбище было разграблено и могила художника исчезла.

Мария переживет супруга всего на 4 года, она умрет в 1919 году, ей было всего 50 лет. В 1917 году, благодаря ей, в Петрограде пройдет последняя выставка мужа. После Революции мастерская художника была взята под охрану государства.

Позже, Ольга, дочь Маковского вывезет архив и некоторые работы отца заграницу.

Все дети Маковского и от второго и от третьего браков после Революции эмигрируют из России.

Маковский, Сергей Константинович
Маковский, Сергей Константинович
Елена Константиновна Лукш-Маковская
Елена Константиновна Лукш-Маковская

О картинах отца Сергей, старший сын художника вспоминал:

«Вакханалия» была передана впоследствии моей матери, вместе с несколькими уцелевшими холстами отца, в обеспечение семьи по личному распоряжению Александра III;
картина долго висела в моей петербургской квартире (за неимением другого места) вплоть до революции, когда была приобретена Фельтеном, а затем очутилась опять в Париже среди многих других картин отца, каким-то образом вывезенных из советской России;
кажется и до сих пор находится она в мастерской мужа моей покойной полусестры Марины Константиновны (от третьего брака отца) — Агабабовой.

А Юлия проживет долгую жизнь, она умрет в 95 лет. В России она жила в семье сына Сергея, своего любимца. После Революции они окажутся в Крыму, а после эмигрируют во Францию.

#история #искусство #культура #художники россии #императорская россия #наука

И еще пару портретов работы К.Маковского

-22
-23

Фотографии из интернета