Идея усадить в кресло акима Алматы Ерболата Досаева была воспринята жителями города, мягко говоря, неоднозначно. Еще до официального указа о его назначении в интернете уже появилась петиция с требованием держать подальше от южной столицы этого «опытного» управленца. Впрочем, самому Досаеву на такие «мелочи», как общественное мнение, наплевать – он всегда игнорировал этот «побочный эффект» деятельности публичного политика. Разве может какая-то там народная молва помешать той «великой миссии», которую он сам на себя возложил, – «служить государству»?!
В середине нулевых Ерболат Аскарбекович в одном из интервью произнес фразу, которая наилучшим образом объясняет как его карьерные взлеты и падения, так и то, каким образом он умудряется выходить сухим из воды из самых резонансных скандалов:
«Мою судьбу всегда определял президент страны, который меня поставил и сказал, что на этом участке необходимо работать. Если он оказывает доверие, я работаю. Если глава государства решит, что я буду полезнее на другом участке, я это приму. Это служение государству».
Тут остается только добавить, что президенты меняются, а Досаев по-прежнему остается на плаву. Видимо, служит, на славу, которая, как выяснилось, бежит впереди него.
Послужной список нового акима Алматы впечатляет, как, собственно, и результаты его работы, которые целиком и полностью укладываются в одну-единственную фразу – «скандал на скандале и скандалом погоняет».
Многие уже вспомнили, как в бытность его министром здравоохранения в Шымкенте произошла вспышка внутрибольничной ВИЧ-инфекции, жертвами которой стали более 140 малышей. Однако и здесь у Досаева находится много защитников, на голубом глазу утверждающих, что он в этой ситуации не виноват. Конечно, Досаев не проводил собственноручно манипуляции с кровью и даже не давал советов, как это делать. Но, тем не менее, первопричиной произошедшего стал тот зашкаливающий бардак, который наблюдался в системе здравоохранения в период его правления.
Помнится, и президент (тогда еще Елбасы), и депутаты не раз вызывали тогда министра «на ковер», пытаясь таким образом простимулировать его менеджерские качества. Однако эти превентивные меры не возымели воздействия и все закончилось обвинениями в дезорганизации системы здравоохранения и неэффективном и нецелевом использовании бюджетных средств. Серик Абдрахманов, являвшийся тогда депутатом мажилиса, весьма четко охарактеризовал итоги деятельности Досаева на посту министра:
«У нас в стране состав преступления находят, когда украдут одну овцу, мешок картошки или муки или кирпич своруют со стройки. А когда кто-то ворочает миллионами и они непонятно куда исчезают, там у нас состава преступления нет».
После разразившегося в Минздраве скандала Ерболат Досаев надолго ушел в тень и весьма продуктивно использовал это время. Вместе с партнерами, среди которых числился и Нурлан Каппаров, покойный министр экологии и природных ресурсов, он стал настолько успешен в бизнесе, что пополнил своей фамилией список миллионеров с состоянием, превышающим 100 миллионов долларов. Об особенностях ведения Досаевым со товарищи бизнеса можно слагать легенды, особенно учитывая количество взятых ими и так не погашенных займов в крупнейших банках страны. Речь, кстати, о сотнях миллионов долларов. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Сам же Ерболат Аскарбекович решил не останавливаться на столь «скромных» результатах, как попадание в список Forbes, и в 2012 году вернулся на госслужбу. Ему тут же доверили пост министра экономического развития и торговли (впоследствии это ведомство было реорганизовано в Министерство экономики и бюджетного планирования, а затем – национальной экономики). На что рассчитывали авторы подобного кадрового решения, не понятно, поскольку господин Досаев, получив высокую государственную должность, взялся за старое. В числе его инициатив – идея введения новых налогов для физических и юридических лиц, куда входит и знаменитый «налог на роскошь», а также снижение до нулевой ставки акцизов для ряда производителей. Все предлагаемые «новшества», как того и следовало ожидать, были приняты в штыки и вызвали немалый общественный резонанс. Помнится, один из казахстанских политологов произнес тогда фразу о том, что Досаев, возможно, и хороший бизнесмен, но для того чтобы стать хорошим министром, ему нужно понюхать пороху, поработать «в поле», узнать, как и чем живет страна не из отчетов и докладов.
Однако Досаев по своему обыкновению не прислушался к мудрым советам и вновь наступил на те же самые грабли – «земельные митинги», вызванные неоднозначными поправками в Земельный кодекс, которые были разработаны его ведомством, таки снесли Ерболата Аскарбековича с поста министра. Он, конечно, сам подал в отставку, что сейчас очень широко освещается и обсуждается. Однако многие почему-то забывают, что Елбасы тогда объявил ему неполное служебное соответствие, подчеркнув, что это последнее предупреждение, которое, похоже, не было воспринято всерьез, поскольку Ерболат Досаев тут же проявился в госхолдинге «Байтерек», а чуть позже вновь «триумфально» вернулся на политический небосклон, заняв пост вице-премьера.
Затем транзит власти, полным ходом шедший в стране, сместил нового акима Алматы на пост главного банкира. Это, наверное, единственная должность, на которой Ерболату Досаеву удалось сдержать свои неоднозначные реформаторские порывы. Если, конечно, не брать в расчет его «терки» с Ассоциацией финансистов, высказывавших главе Нацбанка претензии по поводу принятых им решений.
И вот воды течения, по которому все эти годы без сопротивления плыл главный банкир страны, прибили его к нашему берегу и выплеснули на должность градоначальника Алматы. Эта ситуация сама по себе порождает множество вопросов. После всего случившегося в стране главной задачей нового акима южной столицы является возвращение доверия к власти со стороны алматинцев, и весьма странно, что единственным кандидатом на эту роль стал именно господин Досаев…